Исаакиевский собор и виды Санкт-Петербурга со смотровой на колоннаде
architectstyle — 09.05.2023Не буду оригинальной, сказав, что Исаакиевский собор это один из символов Петербурга. Монументальный, мощный, величественный, грандиозный – так скажет любой турист, кто окажется у этих стен. Собор действительно поражает своими размерами - это крупнейший храм города и второй (после Храма Христа Спасителя в Москве) по высоте храм России.
Официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского. В народе известен как Исаакий.
Собор был построен в 1818–1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана.
Собор строился в течение 40 лет — это был такой долгострой, о котором три поколения петербуржцев даже шутливые эпиграммы писали. Существует легенда, что некий прорицатель предсказал Монферрану скорую смерть сразу после завершения строительства, поэтому архитектор, якобы, не торопился с окончанием строительства. Монферран, по случайному или нет совпадению, действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора.
На самом деле объем работ на стройке собора был просто фантастический для того времени, да и деньги требовались огромные. Ведь строительство этой махины велось в основном вручную, государственными крепостными рабочими и крестьянами. Согласно официальной статистике, собор строили 400 000 чел, четверть из них на этой стройке и погибли от болезней или увечий в результате несчастных случаев. Общие затраты государства на строительство собора за все годы составили свыше 23 млн рублей серебром – огромные деньги по тем временам. Император Николай I, который лично курировал стройку, ознакомившись с цифрами расходов, приказал сэкономить если не на несущих стенах и куполе, то хотя бы на внутреннем убранстве. Ну, зато теперь имеем одно из высочайших купольных сооружений мира и четвертую по размеру историческую христианскую святыню (после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии)
С Исаакием связана еще одна любопытная история. Существовало пророчество, что когда с собора снимут последние леса - дом Романовых падет. Здесь надо отметить, что уже полностью готовый храм ещё потом много лет стоял в строительных лесах. Совпадение или нет, но окончательно эти леса сняли только в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.
Собор имеет 5 позолоченных куполов – один большой и 4 малых по углам в виде маленьких колоколен. Это такой реверанс француза и католика Монферрана в сторону пятиглавия в православной храмовой традиции.
Центральный купол установлен на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг золота. Наверху с советских времен работает смотровая площадка (т.н. колоннада, на фото видны её посетители) с прекрасными видами на город. Никогда раньше там наверху не была, поэтому, дождавшись подходящей солнечной погоды, решила наконец подняться
Стены собора облицованы светло-серым мрамором из карьера Рускеала в Карелии (сегодня там работает популярный у туристов горный парк). Огюст Монферран лично приезжал на каменоломни выбирать подходящую породу
Четыре угла здания собора наверху украшены скульптурами ангелов, которые поддерживают колонну в виде факела – это газовые фонари (которые уже давно не работают)
С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие 8-колонные портики, украшенные статуями и барельефами.
Что интересно, эти огромные колонны коринфского ордера начали устанавливать ещё до монтажа несущих стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее общепринятой практике, обуславливалось сложностью установки столь больших гранитных колонн
Все колонны монолитные, из гранита. Т.е. каждая колонна - от и до - это один цельный кусок гранита. Вырубку гранитных монолитов для колонн собора вели в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Когда в порт Петербурга доставляли гранитные заготовки, из которых на месте высекали колонны, на набережной случалось столпотворение, в XIX веке транспортировка столь тяжелых грузов казалась немыслимой. Из установки первой колонны на фундамент будущего собора организовали целую церемонию: была приглашена царская семья, иностранные гости, ведущие архитекторы того времени. Благодаря хитроумному механизму (его уменьшенный макет покажу, когда пойдем внутрь собора) установка колонн в вертикальное положение занимала не более 45 минут.
Бронзовые коринфские капители этих колонн – точный слепок с капителей римского Пантеона. В 1828г. по распоряжению президента Академии художеств А.Н.Оленина в Риме сняли слепки с античных колонн и привезли их в Петербург, по ним и были сделаны все колонны портиков собора.
Потолок портика, "в цветочек"))
На ступенях и колоннах западного портика (где раньше был главный вход в собор) со времен блокады Ленинграда остались следы от немецких артобстрелов – эти сколы и выбоины решили не заделывать, как память о кровопролитной войне
Кстати, по самому куполу собора немцы сознательно не стреляли – они использовали высокий, издали заметный купол как ориентир на местности. Когда это стало понятно, то подвалы Исаакия выбрали в качестве места хранения музейных ценностей Петербурга и пригородных дворцов. Поэтому под Исаакием все 900 дней блокады в целости и сохранности пролежали многие произведения искусства музеев Петербурга, а также Петергофа, Царского села, Павловска и Гатчины
А еще на фронтоне этого западного портика не пропустите барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И.П.Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский (в честь кого и назван собор) с крестом в левой руке, другой рукой он благословляет склонившего голову императора Феодосия, одетого в доспехи. Среди всей этой группы лиц есть и скульптурное изображение самого создателя собора Огюста Монферрана – он крайний слева, полуобнажённый и сидит с моделью собора в руках.
Это нескромное изображение самого себя на главном фасаде собора как-то прям дорого обошлось Монферрану. Во время освящения храма в 1858г. один из приближённых царя обратил внимание Александра II на то, что вот, смотрите, все святые преклонили головы перед Исаакием Далматским, и только архитектор, преисполненный гордыни, этого не сделал. Александр II ничего не ответил, однако, проходя мимо Монферрана, руки ему не подал и даже слов благодарности за постройку собора не проронил. Зодчий не на шутку расстроился, ушел домой до окончания церемонии, заболел.. и через месяц скончался. Завещание Монферрана — похоронить его в храме, который он сам создал — так и не выполнили (т.к. Александр II не дал на это согласие). В итоге гроб с телом архитектора просто обнесли вокруг Исаакиевского собора, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж.
Ну всё, хватит болтать – заходим уже наконец внутрь собора. Внутреннее убранство впечатляет ничуть не меньше – кругом одна позолота, мрамор, мозаики, фрески. И очень хорошая акустика.
Внутри собор украшали лучшие скульпторы и художники России первой половины 19 века – И.Витали, К.Брюллов, В.Шебуев, П.Басин, Ф.Бруни и другие
Во внутренней отделке использовано множество пород ценных минералов — лазурит, яшма, малахит, порфир и мрамор различных оттенков. Не говоря уже о золоте. По сути, храм представляет из себя настоящую сокровищницу.
Вот, например, монолитная колонна из малахита рядом с иконостасом – не маленькая «малахитовая шкатулка», а целая колонна самоцвета!
Также есть несколько макетов, как строился собор. Это модель лесов из дерева для установки гранитных колонн портиков, в 1/16 от натуральной величины
Макет купола собора
Наиболее удачным искусствоведами признаётся убранство главного купола в духе итальянского Возрождения. Двенадцать ангелов-кариатид с удлинёнными пропорциями фигур подчёркивают вертикальное членение барабана, а между ними размещены картины с изображениями апостолов. На самом верху – голубь мира! Купол расписывал знаменитый художник Карл Брюллов.
Впечатляющие двери (1848-1850гг) из дуба и бронзы с изображениями святых, весом более 20 тонн. Скульптор Иван Витали.
Осмотрев собор изнутри, поднимаемся на самый верх, к его куполу, где есть смотровая площадка на колоннаде. Вход в собор и вход на смотровую – это разные по стоимости билеты, и даже разные двери)) На смотровую лучше, конечно, подниматься в погожий солнечный день, больше увидите. Из-за того, что это два отдельных билета (примерно по одинаковой стоимости), можно разделить мероприятие на два дня (как это сделала я) – в пасмурный день посмотреть собор изнутри, а в солнечный – подняться наверх на смотровую.
Подъем на смотровую колоннады осуществляется по винтовой лестнице внутри южной колоколенки – вот этой
Нужно преодолеть 262 ступени – это примерно как подъем на 28 этаж жилого дома. Для удобства посетителей ступеньки пронумерованы и какие-то даже невысокие. Во всяком случае я довольно резво всё это преодолела минут за 10. А вообще после пешего подъема на купол собора Святого Петра в Ватикане (551 ступенька!) мне уже ничего не страшно)))
На последнем этапе подъём идёт по открытой лестнице. Ничего опасного, везде надежные ограничители, свалиться не получится)) Кстати, спуск и подъем на смотровую проходят в разных местах, потоки посетителей «туда» и «обратно» никак не пересекаются. Поэтому, если что, вам никто не помешает постоять и перевести дух
И вот мы на высоте 43 метра над землёй. Это самая известная и популярная смотровая площадка Санкт-Петербурга. А сама Колоннада – это 24 колонны вокруг купола, около них и предусмотрена прогулка с обзором Санкт-Петербурга на 360 градусов
Для удобства посетителей даже подписаны стороны света
С Юга и начнём. Исаакиевская площадь, слева – гостиница «Астория» (вот здесь немного писала про неё), в центре - памятник императору Николаю I (на реставрации), за ним Мариинский дворец (с флагами на крыше)
Дальше на Восток (так двигаться мне привычнее)) восстановленная гостиница Англетер, печально знаменитая как место смерти С.Есенина
Вдали виден храм Спаса на Крови, в лесах на реставрации
Спас на Крови поближе. Золочёный шпиль на оранжевом правее храма – это Михайловский замок
Улица Малая Морская и зелёный купол Казанского собора вдали
Дворцовая площадь с Александровской колонной и Зимний дворец
Весь Зимний дворец и кусочек Адмиралтейства
Теперь кусочек Зимнего дворца и две самых знаменитых вертикали Петербурга – Адмиралтейская игла и шпиль Петропавловского собора
Очень люблю этот кораблик наверху Адмиралтейства, ну такая милота))
Александровский сад и Адмиралтейство
На Севере – Сенатская площадь (с Медным всадником за деревьями), Нева во льду, на другом берегу – оранжевый Меншиковский дворец. А вдалеке, как заноза, торчит башня
На Сенатской площади бывший Сенат и Синод, а ныне Конституционный суд РФ (с флагом на крыше). У этих стен и проходило восстание декабристов в 1825г.
А на Западе – огромный морской порт (видны высокие грузовые краны)
Замыкая круговой осмотр, снова приходим на юг, в сторону Исаакиевской площади. Тёмно-бордовое здание справа – это бывшее посольство Германии. До Первой мировой войны посередине крыши этого здания стояли скульптуры диоскуров (две мужские фигуры с германскими щитами в руках, ведущие под узду двух коней). В 1914 году из-за начавшейся войны толпа в гневе сбросила их с крыши и разгромила здание посольства. Площадка на крыше, где стояли эти два немецких юноши, до сих пор читается – снизу, с земли, это не видно, а вот со смотровой очень даже. Сегодня в этом здании находится Минюст по городу и области
Что хочу сказать перед тем, как спускаться
И второй момент. Очень интересно на смотровой, кроме видов вдаль, поразглядывать поближе скульптуры ангелов и святых, установленных на крыше собора. Получается, что люди внизу ходят и не особенно замечают, что с небес за ними постоянно наблюдают))
А ещё мне эти сидящие на крыше ангелы напомнили знаменитую сцену из фильма «Город ангелов», где ангел (в исполнении Николаса Кейджа) вот точно также сидит с коллегой на крыше и обсуждают людей
|
</> |