Ирония судьбы: что не так в этом фильме?

Много лет подряд я горячо и нежно любил фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Вместе со всей страной я смотрел его каждый Новый год. А когда появились видеомагнитофоны, одной из первых купленных мною кассет была, конечно же, «Ирония судьбы». Я выучил этот фильм практически наизусть, я пел под гитару замечательные песни оттуда, радость приближающихся зимних праздников всегда была растворена для меня ожиданием этой доброй рязановской сказки. Но странное дело, чем старше я становился, тем больше в этой безоглядной любви начинали звучать нотки какого-то сомнения.
Читать материал на сайте foma.ru

Мне уже мало было просто смотреть кино и получать удовольствие. Хотелось понять — что же за послание авторы вложили в этот фильм, откуда в нем такое волшебное ощущение праздника, и почему с годами у меня все сильнее стали примешиваться к нему совсем другие чувства — тревоги и разочарования? Я попытался разобраться в этой непонятной перемене своего отношения к фильму, и в итоге пришел к весьма неожиданным для себя выводам. Но, прежде чем рассказать о них, предлагаю сделать небольшой экскурс в историю забытого ныне литературного жанра.
Хочется чуда
Человеку свойственно ждать чуда. Всегда, при любых обстоятельствах и несмотря ни на что. Так уж мы устроены, что где-то в глубине души у нас обязательно живет надежда на счастливый случай. На некий поворот судьбы, который сразу и вдруг разрешит все наши проблемы и горести, которые мы год за годом никак не можем решить сами.
Понятно, что для христианина такая надежда обращена не к
абстрактной судьбе, а к Подателю всяческих благ. Поэтому,
наверное, и появился в европейской литературе жанр святочного
рассказа. В этих рассказах не было вероучительных
наставлений, и даже события, сначала казавшиеся читателю
мистическими, в финале вдруг раскрывались как самые
обыкновенные, имеющие вполне обыденное разъяснение. Но эта
внешняя их обыденность всегда содержала в себе два важных
условия, без которых святочный рассказ был попросту невозможен:
это привязка всей истории к Рождеству и любовь к
ближнему. Именно ею движимы герои рассказа, совершающие те
самые, вроде бы самые обычные, поступки. В таком стремлении
уподобиться Христу накануне праздника Его пришествия в наш
мир и заключается главный мистический смысл этого жанра.
Самым древним его прототипом, наверное, можно считать историю из
жития святителя Николая, который тайно подбрасывал деньги в
дом обнищавшего отца трех дочерей. Не случайно именно этот
святой под именем Санта Клауса стал символом европейских
рождественских праздников.
В святочном рассказе
повествование начинается с, казалось бы, безвыходной ситуации,
в которой оказывается герой. Он глубоко несчастен, и не может
найти выход из жизненного тупика. Вот тут и начинает
действовать Провидение, чудесным образом направляя события
так, что случайный прохожий забирает к себе в дом
замерзающего сироту, несчастный влюбленный, думающий о
самоубийстве, вдруг получает долгожданное письмо от возлюбленной, а
к тоскующему одинокому старику внезапно приезжает целая толпа
детей и внуков с подарками и угощением. В этой незатейливой
фабуле «бытового чуда» содержалось важное напоминание: наша
жизнь — не игра слепого случая, не набор бессмысленных
событий, следующих одно за другим, в ней есть Божественный
план, который осуществляется даже в тягостных обстоятельствах
нашей жизни. И такие чудеса происходят с нами ежедневно,
просто в Рождественские дни проще бывает увидеть за
обыденными событиями любовь и заботу Бога о каждом из
нас.
Традиция святочного рассказа была прервана революцией 1917
года. Даже сам календарь способствовал этому разрыву: после
введения государством европейского летоисчисления Новый год
вдруг оказался на неделю раньше православного Рождества,
подменил его собой, лишив традиционный зимний праздник
христианского содержания. А за празднование Рождества могли
и арестовать. Даже простая ёлочка подверглась репрессиям:
новая власть запретила и Рождественское деревце.
Правда, несколько позже зимние праздники в советской стране опять стали походить на дореволюционные. Но теперь они уже напрочь были лишены какого-либо христианского содержания. Рождественская ель стала новогодней, Вифлеемскую звезду на ней заменила красная пятиконечная, а место Санта Клауса занял фольклорный Дед Мороз. Но неизбывную жажду чуда вытравить из советских людей так и не удалось. Поэтому святочные рассказы странным образом сумели пробраться и в русское искусство эпохи государственного атеизма. И, конечно же, одной из самых известных и любимых в народе историй подобного рода оказался фильм «Ирония судьбы».
Жизнь в прокуренном вагоне
В самом деле — вот он, герой попавший в безвыходное
положение: непьющий доктор, которого друзья-алкоголики
напоили до бесчувствия, перепутали с таким же мертвецки
пьяным товарищем и по ошибке отправили самолетом в Ленинград.
Новогодняя ночь с невестой в Москве накрылась медным тазом,
человек оказался один в чужом городе, в чужой квартире, с
больной головой, без денег… Такого приключения не пожелаешь и
врагу. Но в новогоднюю ночь чудо неизбежно по законам жанра.
И когда герой заплетающимся языком спрашивает в аэропорту у
пьяных друзей, куда они его тащат, те отвечают вполне
определенно: «Навстречу твоему счастью».
Действительно — все для него заканчивается вполне
благополучно: хозяйка ленинградской квартиры вдруг
симпатизирует проспавшемуся Лукашину и даже готова ради него
отказаться от жениха, с которым встречается уже несколько лет.
Правда, жених категорически не согласен с таким оборотом и
пытается объяснить героям, что за несколько часов новогодней
ночи старые отношения разрушить можно, а вот новые создать не
получится.
Но из года в год вся страна дружно смеялась над несчастным Ипполитом и его рассуждениями. А внезапной влюбленности немолодых уже людей сопереживала с замиранием сердца. Потому что их встреча подана в фильме как то самое новогоднее чудо, без которого немыслим святочный рассказ. Недаром же Н. С. Лесков писал: «Преглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит».
Вот оно и произошло. Единственное не запрещенное антирелигиозной идеологией чудо — встреча двух любящих друг друга людей. Именно оно и сделало этот замечательный фильм любимой новогодней сказкой нескольких поколений советских людей.
Но лишенный религиозного содержания святочный рассказ содержит в себе неустранимое противоречие: если нет Бога, тогда кто же направлял судьбу окоченевшего от водки героя навстречу его счастью в эту новогоднюю ночь? Остается лишь слепая случайность, нелепое стечение обстоятельств. Которые в этот раз сложились счастливым образом, но вполне могли привести и к трагическому финалу. И человек в руках этой безликой и бессмысленной силы всего лишь жалкая игрушка, с которой может произойти не только чудо, но и кошмар. Будучи внутренне правдивым произведением, фильм «Ирония судьбы» содержит в себе и эту мысль тоже, хотя она и не выведена на передний план повествования. Но сквозит, сквозит в нем какая-то нотка безысходной обреченности.
И совсем не случайно прозвучало в финале фильма стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Поэт написал его, потрясенный своим чудесным спасением: поезд, на котором он должен был ехать, разбился, а поэт остался цел, потому что не смог расстаться с любимой женой и накануне сдал свой билет.
Казалось бы, вот оно, настоящее чудо. Но в стихотворении все почему-то происходит ровным счетом наоборот:
…Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне,
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
Почему же чудесное спасение вызвало у автора такую странную реакцию? Наверное, причина все в том же — опустошенном понимании чуда, когда удивительное спасение от катастрофы воспринимаешь не как волю о тебе доброго и любящего Бога, а как бездумную игру нелепого случая. Который в любой момент может тебя уничтожить без всякой причины, точно так же, как сейчас — спас.
Поэтому стихотворение так органично вписалось в фильм, ведь
герои в нем движимы случаем, а он слеп и непредсказуем. И
радоваться их счастью не стоит: кто знает, какой еще сюрприз
готовит героям капризная судьба.
Конечно же, с точки зрения церковной традиции в этой
киносказке нет ничего, что относилось бы к самим святкам, к
Рождеству, к христианским праздникам. И все же к святочному
рассказу фильм имеет отношение, пускай и опосредованное. Да и
сами его создатели не особо скрывали жанровую принадлежность
этой комедии. Иначе зачем было делать первым кадром фильма
крупный план православного храма? И потом, вспомните сцену,
когда респектабельный Ипполит тоже решил приобщиться к
новогодним чудесам. Для этого он где-то надирается вдрабадан
и снова приходит к отвергнувшей его невесте, бормоча нелепые
слова: «Шел по улице малютка, посинел и весь продрог»? Мало
кто знает, что это — строка из святочного стихотворения
русского поэта Карла Александровича Петерсона «Сиротка». В
проходной реплике несчастного Ипполита авторы дают
недвусмысленный намек: вся рассказанная ими история — не что
иное, как святочный рассказ. Наверное, в этом всё дело.
Когда-то отблеск этого забытого жанра в фильме наполнял мое
сердце радостью и надеждой на возможность чуда. Но теперь я
вижу в этой истории совсем другой смысл. И уже не могу, как
прежде, радоваться за тех, кто оказался игрушкой в руках
судьбы — божества, способного иронизировать.
Сиротка
Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.
“Боже! – говорил малютка, –
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Божей добрый, сироту?”
Шла дорогой той старушка –
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;
Положила спать в постельку –
“Как тепло!” – промолвил он.
Запер глазки… улыбнулся…
И заснул… спокойный сон!
Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!
Карл Петерсон
Автор: Александр Ткаченко
ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ:
Путеводитель по рождественской Москве
|
</> |