­
­

IOV «Orlik II»

топ 100 блогов kv_bear06.09.2023 IOV «Orlik II»
IOV «Orlík II» был сформирован 6 мая 1945 года на железнодорожной станции Roztoky (Розтоки) под Прагой. Принял его и впоследствии стал его командиром, por. František Šrůt (лейтенант Франтишек Шрут), принявший накануне командование IOV «Stalin». Из-за неисправностей вооружения IOV «Stalin» («Сталин»), был создан новый IOV из трофейных зенитных броневагонов, прибывших утром 6 мая 1945 года из Kralúp nad Vltavou (Кралуп-над-Влтавой), который был назван IOV «Orlik II». Бронепоезд состоял из четырех зенитных бронеплатформ типа Geschützwagen I(E) Drilling, на которых были установлены 2 cm Flak 38. К ним Франтишек Шрут добавил броневагон того же типа, но от IOV «Stalin».
В свой первый боевой выход IOV «Orlik II» отправился 6 мая 1945 года в 6 часов утра. Он патрулировал район Podbaby (Подбабы). В том районе лейтенант Шрут оставил пару зенитных броневагонов и продолжил путь в сторону Bubenča-Holešovíc (Бубенча-Голешовице). Была поставлена задача заставить сдаться немецкий гарнизон в казармах Гинденбург. Однако немецкие солдаты пригрозили взорвать виадук Негрелли, лишив тем самым бронепоезд возможности отойти. Против поезда развернули пару зенитных установок 8,8 cm Flak 36/37. Поставив повстанческий бронепоезд в невыгодное для него положение, командир немецкого гарнизона потребовал сдачи бронепоезда, лейтенант Шрут обещал подумать над предложением. Вернувшись с переговоров с немецким командиром гарнизона на IOV «Orlik II», он приказал немедленно вернуться на станцию Praha-Bubny (Прага-Бубны). Немецкие зенитки открыли огонь по отступающему бронепоезду, но, к счастью, не попали по нему. Сам IOV «Orlik II» открыл огонь по казарменным зданиям и солдатам под виадуком. Немцы не успели взорвать виадук с проходящим поездом, и IOV «Orlik II» удалось отступить без повреждений. Остаток дня бронепоезд провел, патрулируя ж/дороги Praha-Bubny (Прага-Бубны) и Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч). Ночью пара вагонов, оставленных на солодовне в Podbabe (Подбабе) присоединились к основному составу а паровоз двинулся в Roztokov (Розтоков) для пополнения запасов воды и угля.
Утром 7 мая 1945 года IOV «Orlik II» вновь выдвинулся к виадуку Negrelliho (Негрелли) уже взорванному немцами. Около 7:00 утра бронепоезд был атакован немецкими истребителями-бомбардировщиками. Зенитчики заявили один сбитый самолет (неподтвержден), но бронепоезд получил повреждения. Тендер локомотива был поврежден, и после того, как бронепоезд был отведен на станцию Прага-Бубный, он получил новый паровоз. IOV «Orlik II» переместился в Bubeneč (Бубенеч), где к составу прицепили грузовые вагоны с оружием и боеприпасами, которые надо было доставить на станцию Praha-Bubny (Прага-Бубны). В это время бой за Trojský (Тройский) мост был в самом разгаре, и IOV «Orlik II» попал в зону обстрела артиллерии. Заместитель командира отдал приказ отвести IOV «Orlik II» к Bubeneč (Бубенеч). В хаосе боя и известиях о наступлении немецких войск, местный штаб Vašek (Вашек) принял решение отойти со станции Прага-Бубенеч. Однако, командир IOV «Orlik II», лейтенант Шрут посчитал это решение поспешным и организовал оборону станции и ее окрестностей. Несколько немецких атак были отражены. Состав IOV «Orlik II» был частично разделен. Несколько вагонов были оставлены на станции, а паровоз с частью боевых броневагонов ушел для пополнения воды и угля. Вернувшись на станцию они обнаружили, что оставленные броневагоны присоединили к двум поездам, готовившимся покинуть станцию. Из-за блокировки пути этими поездами IOV «Orlik II» был вынужден отойти в Roztokov (Розтоков), где вагоны были заново перецеплены и быстро вернулся на станцию Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч) утром 8 мая 1945 года. После прибытия на станцию бронепоезд получил подкрепление и двинулся в Roztokov (Розтоков) для пополнения запасов воды, а затем вернулся на станцию Bubeneč (Бубенеч) с дополнительным подкреплением. После чего бронепоезд сопровождал поезд снабжения до станции Praha-Bubny (Прага-Бубны), где был атакован немецкой артиллерией и понес потери в личном составе. Ночью он отступил на станцию Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч) и занял позицию возле солодовни в Подбабе. В полночь он выехал в Kralup (Кралуп), где шли переговоры о капитуляции немецких войск.
9 мая 1945 года около 9 часов утра он вернулся на станцию Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч), на которой он через несколько часов и встретил советские войска.
До 12 мая 1945 года он патрулировал линию между Bubeneč (Бубенчем) и Kralup (Кралуп).
13 мая 1945 года он переехал в Roudnice (Роуднице), откуда был переведен в Terezín (Терезин), Ústí nad Labem (Усти-над-Лабем) и Most (Мост). В Ústí nad Labem (Усти-над-Лабем) он захватил пять тягачей с зенитными орудиями, которые передал штабу в Roudnici (Роуднице).
14 мая 1945 года он вернулся в Roztokov (Розтоков).
15 мая 1945 года его перевели на станцию Praha-Bubenče (Прага-Бубенч), где он сразу же получил приказ о переброске в северо-западный приграничный район.
После выполнения задач по охране границы IOV Orlík II был переброшен в Nymburk (Нимбурк), где 18.7.1945 IOV Orlík II был списан и впоследствии разобран.
Матчасть бронепоезда:
Кол-во вагонов: 6
?Автомобили?: 4
Пулемёты: 1
Одноствольный 2cm Flak 38: 2
Трёхствольный 2cm Flak MG.151/20: 4
Четырёхствольный 2cm Flak 38: 1
Дата расформирования: 19.7.1945 - 20.7.1945

Источник:
Tomáš Jakl - Obrněné vlaky v Pražském povstání 3. díl - dokončení, Historie a vojenství č. 4/2021, ISSN 0018-2583

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отсутствие мороженицы не освобождает от готовки мороженого, тем более что на улице тепло и хочется чего то прохладного и вкусно. Не долго думая я решила приготовить пломбир и за рецептом отправилась к Ирине - chadeyka  .     ...
Украинцы продолжают стягивать "отведенку" к линии фронта. Это, в общем то не секрет. Меня вот это фото заинтересовало. Близ Селидово было снято несколько дней назад. Что за танк? Башняя какая то "не нашинская". Судя по общему виду- это 72-й. Только башню такую не видел не разу. "Брать ...
Пару веков назад карманные кражи были настоящим бичом крупных мегаполисов по всему миру. Опытные воры практиковали свое ремесло практически без опасений быть пойманными — полиция работала не слишком расторопно. Сейчас , по счастью, ситуация изменилась к лучшему. Тем не менее вероятность ...
Сказать если честно,я очень далека от таких персонажей как Чёрная вдова,Железный человек,Капитан Америкаи прочее.Я уже писала вам,что у Мишки появилось новое увлечение ,но что бы уж совсем мне не отставать от увлечений ребёнка ,то пришлось мне выучить и познакомиться со всеми героями по б ...
Голубь, воспитанный Томом Крузом)) ...