IOV «Orlik II»

IOV «Orlík II» был сформирован 6 мая 1945 года на железнодорожной станции Roztoky (Розтоки) под Прагой. Принял его и впоследствии стал его командиром, por. František Šrůt (лейтенант Франтишек Шрут), принявший накануне командование IOV «Stalin». Из-за неисправностей вооружения IOV «Stalin» («Сталин»), был создан новый IOV из трофейных зенитных броневагонов, прибывших утром 6 мая 1945 года из Kralúp nad Vltavou (Кралуп-над-Влтавой), который был назван IOV «Orlik II». Бронепоезд состоял из четырех зенитных бронеплатформ типа Geschützwagen I(E) Drilling, на которых были установлены 2 cm Flak 38. К ним Франтишек Шрут добавил броневагон того же типа, но от IOV «Stalin».
В свой первый боевой выход IOV «Orlik II» отправился 6 мая 1945 года в 6 часов утра. Он патрулировал район Podbaby (Подбабы). В том районе лейтенант Шрут оставил пару зенитных броневагонов и продолжил путь в сторону Bubenča-Holešovíc (Бубенча-Голешовице). Была поставлена задача заставить сдаться немецкий гарнизон в казармах Гинденбург. Однако немецкие солдаты пригрозили взорвать виадук Негрелли, лишив тем самым бронепоезд возможности отойти. Против поезда развернули пару зенитных установок 8,8 cm Flak 36/37. Поставив повстанческий бронепоезд в невыгодное для него положение, командир немецкого гарнизона потребовал сдачи бронепоезда, лейтенант Шрут обещал подумать над предложением. Вернувшись с переговоров с немецким командиром гарнизона на IOV «Orlik II», он приказал немедленно вернуться на станцию Praha-Bubny (Прага-Бубны). Немецкие зенитки открыли огонь по отступающему бронепоезду, но, к счастью, не попали по нему. Сам IOV «Orlik II» открыл огонь по казарменным зданиям и солдатам под виадуком. Немцы не успели взорвать виадук с проходящим поездом, и IOV «Orlik II» удалось отступить без повреждений. Остаток дня бронепоезд провел, патрулируя ж/дороги Praha-Bubny (Прага-Бубны) и Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч). Ночью пара вагонов, оставленных на солодовне в Podbabe (Подбабе) присоединились к основному составу а паровоз двинулся в Roztokov (Розтоков) для пополнения запасов воды и угля.
Утром 7 мая 1945 года IOV «Orlik II» вновь выдвинулся к виадуку Negrelliho (Негрелли) уже взорванному немцами. Около 7:00 утра бронепоезд был атакован немецкими истребителями-бомбардировщиками. Зенитчики заявили один сбитый самолет (неподтвержден), но бронепоезд получил повреждения. Тендер локомотива был поврежден, и после того, как бронепоезд был отведен на станцию Прага-Бубный, он получил новый паровоз. IOV «Orlik II» переместился в Bubeneč (Бубенеч), где к составу прицепили грузовые вагоны с оружием и боеприпасами, которые надо было доставить на станцию Praha-Bubny (Прага-Бубны). В это время бой за Trojský (Тройский) мост был в самом разгаре, и IOV «Orlik II» попал в зону обстрела артиллерии. Заместитель командира отдал приказ отвести IOV «Orlik II» к Bubeneč (Бубенеч). В хаосе боя и известиях о наступлении немецких войск, местный штаб Vašek (Вашек) принял решение отойти со станции Прага-Бубенеч. Однако, командир IOV «Orlik II», лейтенант Шрут посчитал это решение поспешным и организовал оборону станции и ее окрестностей. Несколько немецких атак были отражены. Состав IOV «Orlik II» был частично разделен. Несколько вагонов были оставлены на станции, а паровоз с частью боевых броневагонов ушел для пополнения воды и угля. Вернувшись на станцию они обнаружили, что оставленные броневагоны присоединили к двум поездам, готовившимся покинуть станцию. Из-за блокировки пути этими поездами IOV «Orlik II» был вынужден отойти в Roztokov (Розтоков), где вагоны были заново перецеплены и быстро вернулся на станцию Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч) утром 8 мая 1945 года. После прибытия на станцию бронепоезд получил подкрепление и двинулся в Roztokov (Розтоков) для пополнения запасов воды, а затем вернулся на станцию Bubeneč (Бубенеч) с дополнительным подкреплением. После чего бронепоезд сопровождал поезд снабжения до станции Praha-Bubny (Прага-Бубны), где был атакован немецкой артиллерией и понес потери в личном составе. Ночью он отступил на станцию Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч) и занял позицию возле солодовни в Подбабе. В полночь он выехал в Kralup (Кралуп), где шли переговоры о капитуляции немецких войск.
9 мая 1945 года около 9 часов утра он вернулся на станцию Praha-Bubeneč (Прага-Бубенеч), на которой он через несколько часов и встретил советские войска.
До 12 мая 1945 года он патрулировал линию между Bubeneč (Бубенчем) и Kralup (Кралуп).
13 мая 1945 года он переехал в Roudnice (Роуднице), откуда был переведен в Terezín (Терезин), Ústí nad Labem (Усти-над-Лабем) и Most (Мост). В Ústí nad Labem (Усти-над-Лабем) он захватил пять тягачей с зенитными орудиями, которые передал штабу в Roudnici (Роуднице).
14 мая 1945 года он вернулся в Roztokov (Розтоков).
15 мая 1945 года его перевели на станцию Praha-Bubenče (Прага-Бубенч), где он сразу же получил приказ о переброске в северо-западный приграничный район.
После выполнения задач по охране границы IOV Orlík II был переброшен в Nymburk (Нимбурк), где 18.7.1945 IOV Orlík II был списан и впоследствии разобран.
Матчасть бронепоезда:
Кол-во вагонов: 6
?Автомобили?: 4
Пулемёты: 1
Одноствольный 2cm Flak 38: 2
Трёхствольный 2cm Flak MG.151/20: 4
Четырёхствольный 2cm Flak 38: 1
Дата расформирования: 19.7.1945 - 20.7.1945
Источник:
Tomáš Jakl - Obrněné vlaky v Pražském povstání 3. díl - dokončení, Historie a vojenství č. 4/2021, ISSN 0018-2583
|
</> |