Инвесторы беспечнее генералов
olegmakarenko.ru — 21.07.2019Градус ПОПС повысился ещё немного, западная финансовая система сделала очередной шаг к неизбежной катастрофе. Раки варятся постепенно, из-за чего не понимают, что шансов выбраться из кастрюли у них уже нет.
Как пишет миллиардер Рэй Далио, «[однообразное положение дел на рынках] длится достаточно долго, чтобы люди верили, будто перемены никогда не наступят, не принимая во внимание тот очевидный факт, что перемены в итоге всё равно должны наступить. Классический пример — наращивание долгов, которое приводит к повышению стоимости инвестиционных активов. Люди верят, что взять деньги в долг и купить на них ценные бумаги — хорошая идея. Но так не может продолжаться вечно, так как в итоге стоимость обслуживания долга сравняется с прибылью от активов. В этот момент произойдёт смена парадигмы. Должники останутся без денег, и наступит кредитный кризис, после которого цены активов будут падать с той же неутомимостью, с которой они сейчас растут».
https://www.linkedin.com/pulse/paradigm-shifts-ray-dalio/
Статья мистера Далио на английском, но я, вслед за Кримсоном, весьма рекомендую её прочесть. Если вкратце, миллиардер и инвестор ожидает в ближайшем будущем переход от периода бездумного роста к периоду страданий и гиперинфляции доллара. По его мнению, это станет «налогом на богатство»:
https://t.me/crimsondigest/947
2. "Я думаю, что весьма вероятно, что когда-нибудь в следующие несколько лет, 1) центральные банки исчерпают возможности стимулирования рынков и экономики, в условиях слабой экономики, и 2) будет огромное количество долгов и -долговые обязательства (например, пенсии и здравоохранение), которые надо будет выплачивать и которые не будут финансироваться за счет активов.
Иными словами, я думаю, что парадигма, в которой мы находимся, скорее всего, закончится, когда а) реальная процентная ставка будет снижена настолько низко, что инвесторы, удерживающие долг, не захотят его удерживать и начнут переходить к чему-то, что они считают лучшим и б) одновременно большая потребность в деньгах для финансирования [государственных] обязательств будет способствовать «большому сжатию». В этот момент не будет достаточно денег для удовлетворения потребностей, поэтому должна произойти некоторая комбинация больших монетизируемых дефицитов, обесценивание валюты и значительное увеличение налогов. Эти обстоятельства, вероятно, увеличат конфликты между обеспеченными капиталистами и неимущими социалистами. Скорее всего, в течение этого времени держатели долга получат очень низкую или отрицательную номинальную и реальную прибыль в девальвируемых валютах, и это фактически будет налогом на богатство."
Сложно не согласиться с мистером Далио в его прогнозе, однако я всё же предположу, что он дипломатично умолчал о главных жертвах будущего кризиса. Вполне очевидно, впрочем, что во время масштабных кризисов такого рода работает поговорка «пока толстый сохнет, худой сдохнет». Многие богачи разорятся, однако и простым американцам, особенно вышедшим на пенсию, предстоят очень нелёгкие времена.
Собственно, ждать осталось не так уж и долго. Последние новости уже заставляют напряжённо всматриваться в адресные строки сайтов в поисках подвоха. С трудом верится, что происходящее — не вымысел «Панорамы», а объективная реальность. Представьте только, мусорные облигации некоторых европейских компаний начали торговаться с отрицательной доходностью!
Проведу аналогию. Ваш сильно пьющий сосед просит у вас в долг 500 тысяч рублей, чтобы купить цветной металл у своего друга, с которым они вместе сидели, отвезти этот металл в другой город и сдать там в скупку. Вы знаете, что комбинация рискованная, что вашего соседа могут кинуть или арестовать, что сам сосед может уйти после сделки в запой и потерять все деньги. Вы знаете, что в случае чего он просто разведёт руками и честно скажет, что всё его имущество состоит из справки о недееспособности, и что даже в суд на него подать вы не сможете.
Отлично понимая всё это, вы тем не менее выдаёте соседу 500 тысяч с условием, что через неделю он вернёт вам 490 тысяч. На всякий случай: не 500 + 490 тысяч, а 490 тысяч всего, то есть 10 тысяч вы потеряете на сделке гарантировано.
Вот примерно так выглядит сейчас покупка мусорных облигаций на Западе: вы даёте в долг откровенно сомнительным компаниям, ожидая, что они вернут вам даже меньше, чем взяли. Цитирую из известного вам телеграма:
https://t.me/crimsondigest/945
Безумие монетарной политики Европейского центрального банка и Федрезерва приводит к абсурдным ситуациям.
Например, некоторые "мусорные облигации" – т.е. облигации компаний с рискованными бизнес-моделями, высоким риском дефолта и вообще облигации компаний с не самым лучшим финансовым положением, теперь торгуются с отрицательной (еще раз: отрицательной!) доходностью. Слово Wall Street Journal:
https://www.wsj.com/articles/oxymoron-alert-some-high-yield-bonds-go-negative-11563096601
«Один из признаков того, что финансовые рынки выходят на неизведанную территорию, заключается в том, что более десятка мусорных облигаций, которые обычно имеют высокую доходность, сейчас торгуются в Европе с отрицательной доходностью. Это наглядная иллюстрация того, как ультрамягкая денежно-кредитная политика превратила долговые инвестиции в выбор того, как потерять наименьшую сумму денег… Но эмитенты мусорных облигаций обычно являются рискованными заемщиками с более слабыми балансовыми отчетами и зачастую более мелкими предприятиями, которым в любом случае может быть сложно вернуть занятые деньги».
В общем, наслаждайтесь российскими высокодоходными облигациями по 13-15%, пока они еще есть.
Ни одна экономика не может долго функционировать в таком режиме: если накопления и инвестиции накачиваются (без компенсации за риск) в изначально плохие бизнесы, то для экономики это закончится плохо. Без вариантов.
Посмотрите на график наступления ПОПС. Уже 14 (!) центробанков мира выдают деньги под фактически отрицательный процент. В Швеции реальная ставка рефинансирования просела ниже 2%, а в четырёх странах мира даже номинальная ставка уже опустилась ниже нуля. Ситуация страшная, хоть до схлопывания и остаётся ещё некоторый запас, ибо ожесточённая гонка за наличными начнётся, вероятно, только тогда, когда номинальная ставка опустится примерно до минус трёх процентов:
https://twitter.com/charliebilello/status/1151862112991551488
Если вам интересно, какие же дураки покупают облигации с отрицательной доходностью, вот небольшой инсайд от Чарльза Гейва:
https://t.me/crimsondigest/948
Благодаря широко известному в узких кругах западных финансовых аналитиков Чарльзу Гейву (основателю известной исследовательской компании GavekalResearch) теперь конкретно можно сказать, кто и зачем на самом деле покупает эти бумаги с отрицательной доходностью. Цитата из его июльского Research Note:
https://gallery.mailchimp.com/7372687636bfa669f0a51ec26/files/3ee5faf6-38fe-412b-9305-83fcbc417eb2/2019_07_04_Betting_Against_The_Gods_Is_Now_Impossible_Charles_Gave.pdf
«Встречаясь с несколькими клиентами несколько недель назад в Амстердаме, я сделал своё обычное замечание о глупости использования отрицательных процентных ставок. В ответ мой клиент рассказал мне отрезвляющую историю. Он управляет пенсионным фондом и недавно начал создавать крупные денежные позиции [т.е. выходить в кэш].
Однажды ему позвонил пенсионный регулятор из центрального банка, и напомнил о правиле, согласно которому фонды не должны держать слишком много наличных денег, потому что это рискованно; вместо этого им следует покупать более долгосрочные облигации. Его реплика заключалась в том, что большинство длинных облигаций еврозоны имели отрицательную доходность, и поэтому он наверняка потеряет деньги.
«Это не имеет значения», – последовал ответ регулятора: «Правило – это правило, и вы должны его применять». Таким образом, чтобы «снизить» риск, управляющему пришлось покупать активы, которые с 100% вероятностью уменьшат деньги пенсионеров… Вывод заключается в том, что отрицательные ставки должны в конечном итоге разрушить отрасль долгосрочных сбережений, управляемую пенсионными фондами, банками и страховыми компаниями».
Подведу итог
Инвесторы беспечнее генералов. В то время как генералы всегда готовятся к прошедшей войне, инвесторы не готовятся к кризису вовсе: они полагают, будто кризис никогда не наступит, и будто текущее положение дел никогда не поменяется.
Что же, скоро жителей Запада ждёт большой сюрприз: тем более обескураживающий, что у них не было нашего опыта жизни в гибнущей великой стране. Им кажется, будто всё вокруг прочно и неизменно, а все серьёзные проблемы происходят где-то далеко — или в исторических романах, или в странах третьего мира.
|
</> |