Интервью с Марком и Стивеном в Empire Magazine

Создатели и сценаристы шоу о клиффхэнгерах и Бэзиле, великом мышином сыщике
Вдогонку к фотосессии, опубликованной в Empire ранее, представляем вам ещё одно интервью с авторами первой величины, речь в котором пойдёт обо всём от Ирен Адлер до мозгов в баночках...

Ощущаете ли вы свою вину за то, что так мучаете людей?
Стифен Моффат: Хорошо, скажем следующее: мы не держим их в неведении относительно судьбы их похищенного родственника, так? Это телевизионная программа! (смеётся)
Марк Гэтисс: Дойл его в водопад сбросил! Он его там оставил на 10 лет, и только после этого Шерлок вернулся. Мы же сказали через две с половиной минуты, что он вернётся.
Моффат: Если подумать, то это очень мило с нашей стороны.
Гэтисс: Не забывайте также о замечательном высказывании: "Ожидание меня убивает. Надеюсь, оно продлится."
Сделали ли вы что-то, чтобы сбить людей со следа? Например, сняли какие-то сцены, которых не будет в шоу?
Гэтисс: В прошлый раз мы сняли кучу всего. Но сейчас, нам действительно нужно снять сцену на крыше, интерес со стороны прессы будет немалый, но что поделать? Нам приходится надеяться, что люди не разболтают... Вообще, в прошлый раз фанаты стояли и смотрели на монитор, на окровавленную голову Бенедикта, я повернулся и сказал: "Вы сами всё для себя портите!" И никто не проболтался и не раскрыл секрет. Я ими очень гордился. Мне, конечно, пришлось их убить...
Что вы можете рассказать об угрозе со стороны Себастьяна Морана?
Моффат: А кто говорит, что у нас будет Себастьян Моран?
Гэтисс: Он персонаж рассказа Артура Конан Дойла! По-моему, он называется "Пустой дом".
Ну хоть о каких-нибудь персонажах вы можете рассказать?
Моффат: Ещё слишком рано...
Гэтисс: Шерлок Холмс! Доктор Ватсон! Они точно будут.

Есть ли планы вернуть Ирен Адлер, учитывая, какую сильную реакцию она вызвала?
Моффат: Это потрясающая роль для Лары Пулвер, которая её играет, ставшей звездой после этого единственного появления в "Шерлоке". Она была бесподобна. Но мы заботимся о расширении в то же время сохранении вселенной "Шерлока", так что возможность для возвращения есть всегда, но необходимо вносить что-то новое. Продолжения никогда не дотягивают до оригиналов, правда же? Но позвольте ответить на ваш вопрос как следует: я вам чего не скажу.
Гэтисс: Ведь всё должно быть обосновано сюжетом, так?
Моффат: Должно быть.
Гэтисс: Если произойдёт что-то эдакое...
Моффат: В связи с моей второй работой, с "Доктором Кто", меня постоянно спрашивают: "Вы собираетесь возвращать того-то или того-то?" И я отвечаю: "Истории так не начинаются." Вы не можете написать на постере к фильму: "А потом произошло вот это... снова!" По-моему, это неинтересно.
Гэтисс: Также всегда есть риск, что вы расслабитесь. У нас есть костяк из персонажей, которых мы хотим сохранять и дальше, вы бы чувствовали себя странно, если б их не было. Мы сознательно не включили Лестрада во вторую серию второго сезона, чтобы избежать этой проблемы - но было очень странно.* Но с этим можно разобраться без возникновения чувства клаустрофобии. Опасность в том, что у вас может быть удачный персонаж, как Ирен Адлер, и она производит огромный эффект, потому что история идеально для этого подходит, поэтому если она переезжает жить по соседству... всё становится несколько расслабленным.
Моффат: Если один безумный выдающийся момент перетекает в постоянные отношения с безумцем... Или между двумя чудаками! Куда вас это приведёт? Если вы можете ответить на этот вопрос, у вас есть история. (Смеётся)
Гэтисс: Женаты! И с детьми!
Будучи энтузиастами криминальной литературы, вы не задумывались об адаптации, скажем, лорда Питера Уимзи или Раффлза - вора-джентльмена?
Моффат: У нас нет этого в планах, нет. Мы не собираемся воскрешать старые телешоу или старых персонажей, нет. Мы оба без ума от Шерлока, и, что важнее, у нас есть право что-то с ним сделать, а именно перенести в наше время. Именно эти две причины вместе. Если вы оказываетесь в нужном - как это и было - месте с идеальной идеей для чего-то, если вы что-то обожаете и если есть, с кем это разделить, тогда вы можете браться за дело.
Но что нам делать с Раффлзом? Я не представляю. Я считаю Раффлза отличным, но я не знаю, что тут можно придумать. Сейчас же снимают отца Брауна, да? Мне это нравится, но я не представляю, что я мог бы с этим сделать.
Гэтисс: Невозможно это подделать или сделать через силу. Уимзи же, на мой взгляд, созрел для возрождения. Это отличный персонаж. Проблема в том - и я немного ухожу от темы, - что в произведениях Дороти Сэйер, в отличие от произведений Конан Дойла или Агаты Кристи, нет сюжета. Они не подходят. Персонажи... Ну, как литературные произведения они отличные. Но сюжеты недостаточно хороши.
Кристи и Дойл были превосходны. Как сказал Билли Уайлдер: "Герои у неё восхитительные, но вот сюжеты как чёртовы шарикоподшипники!" И это абсолютная правда. Поэтому их не так-то просто экранизировать.
Необходимо отметить, что мы живёт в мире, полном возрождений, ремэйков и перезапусков, но всё это было бы невозможно без оригинальных идей. Было бы здорово создать что-то, о чём люди бы ностальгировали, потому что это было в новинку тогда. Сложно лишь запустить это в производство!
Как вы решаете, кто какую серию пишет?
Моффат: Мы их обсуждаем какое-то время, и потом кто-нибудь особенно заинтересуется одним из сюжетов, тем, который ему больше подходит. В прошлом году было непросто, потому что все хотели "Собак", но, конечно, сильнее всех хотел Марк.
Гэтисс: А потом это стало проклятьем. Оказалось довольно сложно. Работа над первой серией пугает и подстёгивает. Огромная разница между работой над "ещё одним днём на Бэйкер стрит" и "серией, в которой они снова встречаются".

Вас не пугает то, что приходит вам в голову?
Гэтисс: Меня пугают мои мозги, потому что я храню их в баночке.
Моффат: Довольно сложно пугаться того, что вы только что придумали. Иначе станешь ещё большим занудой, чем я. Меня радует сам факт, что есть идея! Что-то! Ура!
Что вы можете сказать о Молли?
Моффат: Молли действительно очень интересная, потому что она была персонажем на одну сцену в пилоте, но Лу настолько потрясающая, что мы нарушили собственное первое правило - мы решили, что не будем добавлять постоянных персонажей, которых не было у Дойла, - потому что она так нас впечатлила. Cо временем, ко второму сезону точно, она выходит победителем из каждой встречи с Шерлоком. Она просто честна и открыта с ним. Он настолько растерян в обществе Молли, я считаю, это очень забавно. У Молли действительно получается застать его врасплох, чего никогда не удавалось Джону.
Гэтисс: Это здорово, потому что это новая идея. Мы снимали пилотную серию, и я сказал: "А что, если у неё будет бойфренд, а Шерлок скажет, что он - гей?" И потом это переросло в историю с Джимом, и в этом огромная заслуга того, как Лу играла, делая ситуацию очень трогательной, необыкновенной и в то же время обыденной.
Моффат: В оригинальных рассказах вы не так-то часто узнаёте, что думают о нём женщины. Они не очень-то разговорчивы в оригинале. Это не так-то часто происходит. Есть Ирен Адлер, которую он встречает мельком, и миссис Хадсон, которая просто приносит чай, поэтому было интересно посмотреть на него с этой стороны - что современная девушка подумает об этом ранимом монстре?
Гэтисс: Интересно, что вы можете представить, что зрителям она не понравится. Может, девушки, которым интересен Бенедикт, могут её невзлюбить, но её обожают, потому что в каком-то смысле она говорит от их имени.
Насколько много вы получаете безумных писем от поклонников?
Гэтисс: Огромное количество приходит из Китая.
Моффат: Тебе всё ещё корреспонденцию домой пересылают?
Гэтисс: Я всё получаю через своего агента, но они приходят огромными пачками. Полно из Китая, я серьёзно!
Моффат: После двух сезонов это очень много.
Гэтисс: Чаще всего, в них обсуждение произошедшего и вопросы, как мы посмели оставить Джона в таком состоянии и тому подобное. Но всё это забавно. Люди это пишут не потому, что они против. Мне по 1000 раз в день пишут в твиттере: "Я ТЕБЯ НЕНАВИЖУ", - но они это любя. Правда, всё равно на меня это действует: тук, тук, тук...
Буквально на днях я получил письмо из Беларуси, в котором говорилось о третьей серии первого сезона. Речь шла о первой сцене, в которой показан осуждённый на казнь человек - и сцена была там исключительно ради грамматической шутки. "Я повешусь за это." И Шерлок говорит: "Нет-нет, тебя повесят." Но я выбрал Беларусь, потому что это единственная страна в Европе, где людей по-прежнему вешают, где их казнят, и в этом страстном письме был текст: "Беларусь очень красивая! Почему Вы выбрали своей жертвой Беларусь?" Я выбрал вас своей жертвой, потому что вы - единственное место, где людей ещё вешают! Это означает, что я могу вас изводить, правда?"
Актёры просятся к вам на гостевые роли?
Моффат: Эмм... да. (смеётся)
Гэтисс: Как ни странно, это так не работает - вы не можете прийти и попроситься. Но иногда так действительно бывает. В смысле, это здорово, потому что это означает большой интерес, но всё происходит как раз наоборот. Вы будто заперты в комнате с психопатом, который повторяет: "Если вы меня не возьмёте, я вас убью."
Моффат: Сначала появляется персонаж. Мы не можем хотеть пригласить кого-то и специально придумывать для них роль. У нас бы ничего не вышло.
Гэтисс: Вы можете писать, имея в виду какого-то актёра, но часто... он уже мёртв. Это фантазия. Я пишу для Джеймса Мэйсона.
Не становится ли всё сложнее всё это делать, учитывая, что те, кого вы пригласили в самом начале, становятся всё более и более заняты?
Моффат: А как же мы? Мы всё время работаем. (Смеётся)
Нет ли идей на спецвыпуск вместо сезона?
Моффат: На данный момент мы все полны энтузиазма, и это правда, и мы хотим, чтобы каждая наша серия "Шерлока" была особенной. Мы не хотим снять что-то в качестве отмазки. И Бенедикт и Мартин рады периодически заскакивать - потому что так оно и есть - и прерывать свои звёздные, небывалые карьеры в кино, чтобы снять ещё три серии "Шерлока" или две серии "Шерлока"... по-моему, это неплохой вариант, и он нас устраивает, но перерывы и голод стали частью нашей среды. Это без сомнения помогает сохранять событийный статус.
Гэтисс: Я не могу представить, что мы доберёмся до Рейхенбахского водопада к шестой серии, но это нам не повредило. Это не означает, что после его возвращения некуда двигаться, нужно просто придумать новое направление. И в третьем сезоне совершенно другая атмосфера, потому что так и должно быть.
Вы вот говорите о расширении вселенной...
Гэтисс: ...пока она не прекратит существование из-за перегрева, да.
Разумеется. Но не кажется ли вам, что к четвёртому или пятому сезону вы такими темпами будете создавать серии исключительно по собственным сюжетам, в основе которых не будет оригинальных рассказов?
Моффат: Хм... да мы уже, в общем-то. Некоторые серии - совершенно новые истории по своей сути, но и ингредиентами или элементами из оригинала. Мы не чувствуем, что обязаны брать за основу оригинал, просто ещё такое количество неиспользованных, нетронутых идей в оригинале, что их очень хочется позаимствовать.
Гэтисс: Конечно, есть зафиксированные моменты, но иногда я что-нибудь протаскиваю. Например, я использовал гарпун из "Чёрного Питера" в "Баскервилях", потому что это было круто. Сама история остаётся за кадром. От неё ничего, по сути, нет, кроме человека, пришпиленного к стене, но идея потрясающая. Я считаю, что у Дойла столько всего интересного, что вы думаете: "Вот это поверхностное упоминание светящегося портсигара - из этого может кое-что получиться."
Вы видели "Элементарно"?
Моффат: Правда в том, что не видел. Единственное, что мы можем, так это держаться на почтительном расстоянии. В мире не одна версия Шерлока, их великое множество. Есть фильмы с Робертом Дауни Младшим, Бэзил Рэтбоун и Джереми Бретт постоянно на телеэкранах, если вы присмотритесь повнимательнее...
Бэзил, великий мышиный сыщик...
Гэтисс: Я смотрел "Бэзила, великого мышиного сыщика" в воскресенье! Вы его не видели? Я смотрел, это замечательный фильм. Голос Винсента Прайса. Посмотрите обязательно.
Нам ожидать ещё один клиффхэнгер в конце этого сезона?
Моффат: Ну, посмотрите и всё сами увидите.
Гэтисс: Могу пообещать вам следующее: что бы это ни было, ним не придётся возвращаться к этому через два года, чтобы объясниться. (Смеётся)
Оригинал
*Честно, не спрашивайте. Я сама не поняла, у кого температура: меня, Марка или журналиста. Вполне вероятно, что он о "Слепом банкире" и первом сезоне.
|
</> |