Интервью коллеги
appavlenko — 13.01.2022Коллега Наталья Жигалова, училась на истфаке УрГУ на три курса младше меня. Ее научно-просветительное интервью — весьма интересно.
Несколько выдержек
От короля Артура к истории Византии
― Моя первая курсовая работа была связана с королем Артуром и рыцарями Круглого стола. На самом деле до конца неизвестно, существовал ли этот король в действительности. Вероятнее всего, цикл легенд основан на собирательном образе, списанном сразу с нескольких правителей. Большую роль в создании этого образа сыграл средневековый монах Гальфрид Монмутский. Его работы я и анализировала, разбирая темы времени и пространства.
На втором курсе я не стала продолжать это исследование. Выяснилось, что для того, чтобы полноценно заниматься наукой на кафедре истории Древнего мира и Средних веков, необходимо обратиться к исследованию истории Византии, потому что именно на изучении этого государства специализируется большинство сотрудников нашей кафедры.
Первое время я старалась лавировать между темами, заходить на другие территории и эпохи: писала, например, про поздние крестовые походы. Я надеялась, что сработает принцип «стерпится — слюбится», и на удивление к концу бакалавриата Византия действительно мне полюбилась. Когда я разобралась во всех процессах, прониклась участниками событий, то поняла, что этот период невозможно не любить.
Про падение Византии простым языком
― Конец XIV и первая половина XV века ― это заключительный этап в истории Византийского государства. В 1453 году Византия пала под ударами османской армии, возглавляемой султаном Мехмедом II, вошедшим в историю под именем Завоеватель. Это был во всех отношениях кризисный период в истории Византии, а также время, когда жители государства вырабатывали различные механизмы выживания в условиях напряженной внешнеполитической обстановки.
До реального столкновения с османами в XV веке византийцы воспринимали захватчиков-иноверцев как испытание или наказание за грехи, считали их неким абстрактным злом. Но по мере того, как контакты с турками становились все более тесными, жители империи взглянули на врагов другими глазами.
Дело в том, что османы предоставляли покоренному населению различные льготы: за дополнительный налог грекам разрешалось исповедовать христианство и даже сохранять имущество. Это определенным образом располагало византийцев к захватчикам, и в результате многие из них предпочли остаться под османским владычеством, которое обеспечивало им спокойную жизнь. Исследованием причин такой эволюции отношения к иноверцам я и занимаюсь.
Свою диссертацию я писала, основываясь на свидетельствах византийских авторов этой эпохи: изучала письма, риторические трактаты и исторические произведения. Для этого необходимо знание древних языков, при работе с византийскими источниками это, конечно, древнегреческий. Также важны и современные европейские языки, без умения читать по-английски, по-французски и по-немецки невозможно узнать, что по этой теме написали другие исследователи до тебя.
Интервью брал Михаил Волокитин.
|
</> |