Интерлюдия номер не знаю какая. Выгодное бремя страстей человеческих.
knjazna — 08.02.2010 Да, я собираюсь говорить про эмоции. Нет, не про то, что с ними люди делают - они с ними делают чего только не (простите за оригинальный синтаксис) - а про то, зачем их в людей кладут. И как люди их применяют в жизни, и с какими результатами.Для начала, по функциональности то есть по влиянию на деятельность, выделяют
- Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний.
- Астенические эмоции, которые тормозят и сковывают человека, делая его пассивным и нерешительным.
Я тут сразу скажу, что и то и другое довольно удобно там, где рассудок с волевой регуляцией не успевают за быстро меняющейся обстановкой, и где уж лучше в режиме "извините, был напуган" сделать что попало (возможно, последний раз, но речь не о том) или в режиме "чой-та??" остановиться и застыть, наблюдая и впитывая опыт (возможно, последний в жизни, но это уже другой вопрос), чем натужно скрипеть мозгами, пытаясь родить адекватное решение, которого в ситуацию не клали - и не успеть.
То есть, эмоции - это такие спонтанные газ и тормоз, которые можно задействовать БЫСТРО. И в условиях совпадения спонтанной эмоциональной реакции с ситуацией, в которой она возникла, именно это дает фору, позволяющую комфортно задействовать мозг. Фигня только в том, что с течением времени и эволюцией социума совпадений все меньше. И человеков приходится обучать специально тому, как на какие ситуации, особенно социальные, то бишь создаваемые другими людьми, стоит реагировать. И обучать приходится довольно рано. Потому что чем раньше начнешь, тем больше шансов на то, что естественный механизм, который все равно положили в человека и от которого деться... ну можно, конечно. Только лучше-то не получится, а получится как всегда.
Так что остается только обучать правильно применять то, что дано природой. То есть, давать критерии, позволяющие ориентироваться в обстановке и реагировать на нее правильно. Это называется "эмоциональная компетентность".
Вот два списка критериев нормального эмоционального развития ребенка.
Этот - от американского центра медицинских исследований:
-Уверенность: чувство владения своим телом и поведением.
-Любознательность, желание узнавать о новом.
-Умение действовать преднамеренно.
-Самоконтроль.
-Способность контактировать с другими.
-Способность общаться.
-Взаимопомощь, умение соотносить свои потребности с потребностями группы.
А этот - от Академии Педмастерства:
-Эмоциональное развитие, умение ориентироваться в чувствах и эмоциональных состояниях других, (позволяет выбрать более адекватные коммуникативные средства во взаимоотношениях с другими).
-Особенности эмоционального развития, адекватность/неадекватность, богатство или бедность внешнего, мимического и пантомимического выражения эмоций, (увеличивают или уменьшают шансы человека быть понятым, снизить агрессию, вызвать сопереживание и участие, увлечь и вдохновить).
-Знание индивидуальных особенностей своей эмоциональной сферы (умение понять более свойственные эмоции и те, ощущение и выражение которых затруднено).
Я отдельно отмечу очевидную разницу между американским и российским подходом к развитию. В первом случае очень видно направление на социальную адаптацию, некий осваиваемый минимум, на котором можно остановиться; во втором - на социализацию как на процесс, который не останавливается в течение всей жизни человека. В первом случае речь идет о конкретных умениях, применяемых в конкретных ситуациях; во втором - о направлениях развития, двигаясь в которых можно накапливать и собирать пулы конкретных умений под задачи. Впрочем, это уже совсем другая тема...
НО! Эмоция - это не только аварийный мотор. У нее есть еще одна функция. Социальная. Она довольно хорошо знакома многим. Что за функция, сейчас объясню.
Помните, у Шварца, в "Обыкновенном чуде", роскошный монолог Эмиля в начале третьего действия? Если и забыли, то не страшно, я напомню. Вот нужный кусочек, смотрите:
"Овощи, брат, такие, что тебе и не снились. Тыквы сдают небогатым семьям под дачи. Дачники и живут в тыкве, и питаются ею. И благодаря этому дача, чем дольше в ней живешь, тем становится просторнее. Пробовали и арбузы сдавать, но в них жить сыровато"
При чем тут эмоция? А при том, что с ней можно обходиться точно так же: в ней можно жить и питаться ею же. Одновременно. Получается, что с одной стороны "я занят: я чувствую и переживаю, я в домике, и пусть эта мерзкая действительность не лезет ко мне со своими ложноножками". А с другой стороны "у меня есть потенциал: пока я чувствую и переживаю именно эту, привычную, эмоцию, я чувствую себя живым и способен действовать хоть как-нибудь". Да, и результаты похожи: в итоге жизнь, чем дольше живешь в эмоции, тем становится просторнее, потому что все, что не помещается в эту тыкву, пропадает из вида и доступа, а все, что помещается, рано или поздно бывает съедено, то есть переведено на ресурс для жизни в этой эмоции - но это уже другой вопрос. В другой, не особенно привычной эмоции "жить будет сыровато" - но за неимением лучшего может сойти и такой "домик". Роскошь мышления и развития - это для богатых, а для "небогатых семей" и такая "дача" хороша. Что характерно, "небогатые семьи", выбирающие между личностным созреванием и взрослением именно взросление, так и живут. На одной бахче. Поколениями. Передавая недоеденные изнутри тыквы по наследству. Впрочем, это уже другая тема.
___________________________________________________
То есть, итожа ориентировочный кусочек, можно сказать, что эмоция - это такой дополнительный двигатель, встроенный в человека, который позволяет ему сделать ЧТО ПОПАЛО, зато БЫСТРО, в критичной ситуации, и не тратить на это волевой и интеллектуальный ресурс, который стоит, по сравнению с тем, на чем работают эмоции, как авиационное горючее по сравнению с соляркой. А еще люди, исхитрившись, научились использовать ее как дом и как еду. В общем, удивительно ценная и полезная штука эти эмоции, как ни посмотри. Особенно в стесненных обстоятельствах.
... казалось бы, при чем тут Василиски? А на днях объясню.