Интерлюдия номер не знаю какая. Выгодное бремя страстей человеческих.

топ 100 блогов knjazna08.02.2010 Да, я собираюсь говорить про эмоции. Нет, не про то, что с ними люди делают - они с ними делают чего только не (простите за оригинальный синтаксис) - а про то, зачем их в людей кладут. И как люди их применяют в жизни, и с какими результатами.
Для начала, по функциональности то есть по влиянию на деятельность, выделяют
- Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний.
- Астенические эмоции, которые тормозят и сковывают человека, делая его пассивным и нерешительным.

Я тут сразу скажу, что и то и другое довольно удобно там, где рассудок с волевой регуляцией не успевают за быстро меняющейся обстановкой, и где уж лучше в режиме "извините, был напуган" сделать что попало (возможно, последний раз, но речь не о том) или в режиме "чой-та??" остановиться и застыть, наблюдая и впитывая опыт (возможно, последний в жизни, но это уже другой вопрос), чем натужно скрипеть мозгами, пытаясь родить адекватное решение, которого в ситуацию не клали - и не успеть.
То есть, эмоции - это такие спонтанные газ и тормоз, которые можно задействовать БЫСТРО. И в условиях совпадения спонтанной эмоциональной реакции с ситуацией, в которой она возникла, именно это дает фору, позволяющую комфортно задействовать мозг. Фигня только в том, что с течением времени и эволюцией социума совпадений все меньше. И человеков приходится обучать специально тому, как на какие ситуации, особенно социальные, то бишь создаваемые другими людьми, стоит реагировать. И обучать приходится довольно рано. Потому что чем раньше начнешь, тем больше шансов на то, что естественный механизм, который все равно положили в человека и от которого деться... ну можно, конечно. Только лучше-то не получится, а получится как всегда.
Так что остается только обучать правильно применять то, что дано природой. То есть, давать критерии, позволяющие ориентироваться в обстановке и реагировать на нее правильно. Это называется "эмоциональная компетентность".

Вот два списка критериев нормального эмоционального развития ребенка.
Этот - от американского центра медицинских исследований:
-Уверенность: чувство владения своим телом и поведением.
-Любознательность, желание узнавать о новом.
-Умение действовать преднамеренно.
-Самоконтроль.
-Способность контактировать с другими.
-Способность общаться.
-Взаимопомощь, умение соотносить свои потребности с потребностями группы.

А этот - от Академии Педмастерства:
-Эмоциональное развитие, умение ориентироваться в чувствах и эмоциональных состояниях других, (позволяет выбрать более адекватные коммуникативные средства во взаимоотношениях с другими).
-Особенности эмоционального развития, адекватность/неадекватность, богатство или бедность внешнего, мимического и пантомимического выражения эмоций, (увеличивают или уменьшают шансы человека быть понятым, снизить агрессию, вызвать сопереживание и участие, увлечь и вдохновить).
-Знание индивидуальных особенностей своей эмоциональной сферы (умение понять более свойственные эмоции и те, ощущение и выражение которых затруднено).

Я отдельно отмечу очевидную разницу между американским и российским подходом к развитию. В первом случае очень видно направление на социальную адаптацию, некий осваиваемый минимум, на котором можно остановиться; во втором - на социализацию как на процесс, который не останавливается в течение всей жизни человека. В первом случае речь идет о конкретных умениях, применяемых в конкретных ситуациях; во втором - о направлениях развития, двигаясь в которых можно накапливать и собирать пулы конкретных умений под задачи. Впрочем, это уже совсем другая тема...

НО! Эмоция - это не только аварийный мотор. У нее есть еще одна функция. Социальная. Она довольно хорошо знакома многим. Что за функция, сейчас объясню.
Помните, у Шварца, в "Обыкновенном чуде", роскошный монолог Эмиля в начале третьего действия? Если и забыли, то не страшно, я напомню. Вот нужный кусочек, смотрите:
"Овощи, брат, такие, что тебе и не снились. Тыквы сдают небогатым семьям под дачи. Дачники и живут в тыкве, и питаются ею. И благодаря этому дача, чем дольше в ней живешь, тем становится просторнее. Пробовали и арбузы сдавать, но в них жить сыровато"
При чем тут эмоция? А при том, что с ней можно обходиться точно так же: в ней можно жить и питаться ею же. Одновременно. Получается, что с одной стороны "я занят: я чувствую и переживаю, я в домике, и пусть эта мерзкая действительность не лезет ко мне со своими ложноножками". А с другой стороны "у меня есть потенциал: пока я чувствую и переживаю именно эту, привычную, эмоцию, я чувствую себя живым и способен действовать хоть как-нибудь". Да, и результаты похожи: в итоге жизнь, чем дольше живешь в эмоции, тем становится просторнее, потому что все, что не помещается в эту тыкву, пропадает из вида и доступа, а все, что помещается, рано или поздно бывает съедено, то есть переведено на ресурс для жизни в этой эмоции - но это уже другой вопрос. В другой, не особенно привычной эмоции "жить будет сыровато" - но за неимением лучшего может сойти и такой "домик". Роскошь мышления и развития - это для богатых, а для "небогатых семей" и такая "дача" хороша. Что характерно, "небогатые семьи", выбирающие между личностным созреванием и взрослением именно взросление, так и живут. На одной бахче. Поколениями. Передавая недоеденные изнутри тыквы по наследству. Впрочем, это уже другая тема.
___________________________________________________

То есть, итожа ориентировочный кусочек, можно сказать, что эмоция - это такой дополнительный двигатель, встроенный в человека, который позволяет ему сделать ЧТО ПОПАЛО, зато БЫСТРО, в критичной ситуации, и не тратить на это волевой и интеллектуальный ресурс, который стоит, по сравнению с тем, на чем работают эмоции, как авиационное горючее по сравнению с соляркой. А еще люди, исхитрившись, научились использовать ее как дом и как еду. В общем, удивительно ценная и полезная штука эти эмоции, как ни посмотри. Особенно в стесненных обстоятельствах.

... казалось бы, при чем тут Василиски? А на днях объясню.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
и только сейчас увидела и до меня дошло. Два месяца до конца войны. ИНСТЕРБУРГ!!!!! ...
1)   2)   3)   4)   5)   6)   всем сыпасиББы! ...
     Милиция задержала и доставила в одно из отделений в Шевченковском районе Киева активиста «Славянской партии» Сергея Рулева, который проводил акцию по закрашиванию и срыванию табличек на домах улицы, переименованной в честь ...
Кузов W251, откуда-то из глубин его сознания выскакивает надпись "Ограничение для зимних шин 180 км/ч", с мерзким звуком, задолбала, честное слово. Нигде в настройках нет ничего ни про это ограничение, ни про то, что уже в общем-то лето, подозреваю, что это ставится где-то в сервис-настрой ...
Спасибо Господи что взял деньгами вещами костями котами стихами глазами спасибо Господи что взял домом крышей над головою ночным покоем выжженною травою спасибо Господи что взял или много или ничего чем Ты возьмешь, скажи у врага моего? (C) Оксана Луцишина Перевод ...