интересные подробности про Андрея Рублева и его икону "Троица"
marss2 — 25.05.2023 Теги: Троицкий.
В искусствоведческой среде скандалы не редкость. Но что они в сравнении с мегабомбой, которую взорвал искусствовед Никита ГОЛЕЙЗОВСКИЙ, доказывающий, что Рублев никогда не писал «Троицу»!
Простой пример: во многих летописях отмечено, что Деисус письма Рублева в Благовещенском соборе в 1547 году сгорел, то есть перестал существовать фи-зи-чес-ки.
Но Грабарь писал, что он не сгорел, а лишь слегка обгорел...
Вот так и с утверждениями о том, что «Троица» — работа Рублева.
А ведь существует источник, «Жалобница» Сильвестра, воспитателя Ивана Грозного — записка о том, как после пожара были возобновлены в Кремле сгоревшие иконы.
Беда в том, что метод Грабаря у нас до сих пор царствует.
Тогда как в основе должны лежать первоисточники, а не впечатления ученого, которые всегда субъективны.
.
А недавно в библиотеке МГУ обнаружилась рукопись, датированная 1710 годом, где ясно написано: Рублев по указанию Никона «церковь написал святые Троицы в память и похвалу святому Сергию». Не образ, а церковь — фрески то есть!
Значит, он для Никона фрески написал, а вовсе не образ Троицы.
Потому что дальше в тексте Стоглава сказано: «а перекрестий на нимбах (киноварью на золоте обозначали крестики) не писать ни у единого».
Когда недавно в институте реставрации делали макросъемку «Троицы», обнаружилось, что на нимбе среднего ангела сохранился маленький кусочек древнего золота и на нем следы киноварной разгранки. А Макарий-то говорит, что Рублев писал без перекрестий.
.
Для раскрытия древней живописи решено было пригласить иконописца Салаутина.
Это мастер из Палеха, в научной литературе он не упоминался.
Но я нашел сведения о нем в архиве Бутурлиных, владельцев Палеха.
Там он, голубчик, в течение трех лет фигурирует в разных записях по реставрационным работам.
В частности, два месяца в 1834-м он работал в Троицком соборе — я нашел составленный им лично перечень реставрированных икон.
И под номером первым стоит «Троица», за которую он получил по тому времени колоссальную сумму — 100 рублей серебром.
«Троица» была изуродована реставрацией московских священников в конце XVIII века по распоряжению митрополита Платона и на деньги императрицы Екатерины II, которая выделила 30 тысяч серебром на реставрацию здания и живописи Троице-Сергиевой лавры.
.
Поэтому московские священники их смыли, спемзовали, а потом процарапали сохранившиеся контуры.
..
Специалистом он был добросовестным и эти островки оставил, там еще древний кусочек на чаше посередине:
То, что он сделал, сейчас называют реконструкцией.
Потом на икону надели древний оклад.
Стали приезжать заинтересованные в Троице-Сергиевой лавре люди типа Иванчина-Писарева, Шевырева, Равинского:
И каждый из них написал об этой иконе восторженный отзыв.
Равинский (прекрасный искусствовед, автор 12-томника о русском лубке) написал, что это никакая не русская живопись и не византийская, а живопись эпохи раннего Возрождения.
Митрополиту Филарету это не понравилось, он был одним из первых, кто отстаивал рублевскую легенду.
В церковных описях, начиная с древнейших, что до нас дошли — с XVII века по XX, — ни разу не упоминается, что автор «Троицы» — Рублев.
В отличие, к примеру, от иконы «Успение Богородицы», которая в описях Кирилло-Белозерского монастыря XVII века поминается как «письма Рублева». Получается, что и в XIX веке по-разному оценивали авторство «Троицы» — потому что в документах нигде ее автор не упоминается: ни во вкладных книгах, ни в описях. И только при Грабаре он вдруг возникает, в 1918-м, как только того назначили заведовать советской реставрацией:
Гурьянов снял оклад и увидел живопись XIX века: сидят за столом три молодых человека, на столе рюмочки и две виноградные кисти.
Он решил икону раскрыть — в надежде увидеть под новой живописью старый слой.
А его не оказалось!
Но он, в отличие от Салаутина, уже видел во Владимире раскрытые фрески 1408 года — видел, как писали Рублев и Даниил Черный.
И на основании этих фресок он и написал «под Рублева».
Но этим не закончилось.
Гурьянов сделал свою работу в той манере, как Рублев и Даниил писали фрески — такие же яркие краски.
Но, опасаясь быть обвиненным в том, что изуродовал древнюю живопись, решил работу состарить. Это известный способ: когда работу расчищают, старую олифу собирают скальпелем в пузырек, потом разводят спиртом и проходят по новой работе беличьей кистью с этой олифой, и краски притушевываются.
И они увидели потемневшую олифу.
Разве за 13 лет с 1905 года олифа потемнела бы, если б Гурьянов работу искусственно не состарил?
Но Чириков, который тоже был из Мстеры, думал не об этом: ему надо было как-то прикрыть Гурьянова, защитить честь мстерского мундира.
Потому что Гурьянов-то «честно» написал икону в подлинной манере XV века, плотно.
А к тому моменту с подачи Грабаря стало считаться, что Рублев писал прозрачными красками, живопись его, мол, воздушная, небесная.
И Чириков применил так называемую расточку: эту плотную живопись разрядил, довел до состояния акварельности.
Неудивительно, что после этого иконой так восторгался Матисс...
.
=========================================================================================================
.Сам Андрей Рублев
.
.
Начать следует с того, что собственно документов, в которых упоминалось бы имя Андрея Рублева, не существует.
.
Таким образом, следующим по достоверности письменным источником становится погибшая в пожаре 1812 г. пергаменная Троицкая летопись, реконструированная М.Д.Приселковым на основании выписок Н.М.Карамзина.
Из нее мы узнаем, что весной 1405 г. «почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, что ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю» (Приселков М.Д. Троицкая летопись. М.-Л., 1950, с. 459).
.
По этому поводу М.Н.Тихомиров заметил: «М.Д.Приселков внес известие 1405 г. в реконструированную им Троицкую летопись начала 15 в., ссылаясь на Карамзина, но сделал явную ошибку, так как Карамзин не пишет, откуда он взял это известие.
Во всяком случае, в Троицкой летописи начала 15 в. нельзя было писать, что расписывали не ту церковь, которая стоит «ныне».
Ведь новый собор Благовещения был построен после 1484 г.
.
Действительно, в Московском своде конца 15 в. известие о росписи церкви Благовещения значительно короче:
«Тое же весны начаша подписывати церковь Благовещенье на великого князя дворе первую, не ту, что ныне стоит, да того же лета и кончаша» (Тихомиров М.Н. Андрей Рублев и его эпоха. // Тихомиров М.Н. Русская культура X- XVIII веков. М., 1968, с. 210)
Две фразы в летописи – все, чем мы располагаем в отношении Андрея Рублева, его работы и его сотоварищей.
.
Имеются несколько документов начала 16 века, упоминающие «иконы Андреева письма».
.
Это письмо основателя Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого к Б.В.Кутузову, где говорится о том, что Иосиф получил от Феодосия, сына знаменитого иконописца Дионисия, «иконы Андреева письма» (см. Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959, с.212).
В челобитной волоколамских монахов старцу Ионе Голове, датируемой 1515-1522 гг., говорится, что личной собственностью игумена были три иконы «Рублева письма Андреева» (см. Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1861. Приложение, с.57).
Видимо, эти же иконы были отданы им князю Федор Борисовичу, о чем упоминает в «Житии Иосифа Волоцкого» его биограф Савва Крутицкий, писавший в 1540 г. (см. упоминавшуюся работу В.Д.Кузьминой).
Он пишет общими словами о дружбе между Андреем Рублевым и его «спостником» Даниилом и о том, что «во всяк час», свободный от работы, они предавались любованию и лицезрению святых икон (см.работу Кузьминой).
Вошедшая во все энциклопедии дата смерти Рублева – 21 января 1430 года, базируется на устном сообщении П.Д.Барановского о виденной им в копии 18 века надписи на могильной плите Рублева в Андрониковском монастыре.
Сообщение вызывает сомнение как точностью своей, необычной для того времени, так и хорошо выясненным обстоятельством, что первые надписи на могильных камнях московских некрополей появляются не ранее самого конца 15 века, т.е. много десятилетий спустя предполагаемого времени смерти иконописца (см. «Троица» Андрея Рублева. Антология. Сост.Г.И.Вздорнов. М., 1981, с.7).
..
.
И все же к началу 20 века в среде знатоков сложился совершенно определенный взгляд на «рублевские письма», определяемые как «дымные». (См. Анисимов А.И. Научная реставрация и «Рублевский вопрос». //Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М., 1983, с. 105 – 134.)
...
Кроме того, иконописцы работали артелями, члены которых имели строгую специализацию (одни – на ликах, другие – на «доличном», третьи – на архитектуре, четвертые - на пейзаже), тогда как артельщики, чьи имена только и попадали в документы (напр., Андрей Рублев, его товарищ Даниил, Прохор с Городца), будучи «знаменщиками», исполняли самую важную часть работы – наносили на доску или стену храма прорись будущего изображения.
.
Из этого следует, что стилистически выделить работу только одного из них, чтобы определить именно ему присущие особенности, практически невозможно.
..
Следует учесть и другое немаловажное обстоятельство: широкое использование прорисей или «переводов», о чем так настоятельно напоминал Стоглав.
.На то, что «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры принадлежит кисти Рублева, указывала одна из редакций «Жития Никона», написанного Пахомием Логофетом (см. выше).
Кроме того, «Сказание о святых иконописцах», возникшее два с лишним века спустя, прямо говорит, что Рублев написал образ «Троицы» по заказу игумена лавры Никона (Буслаев Ф.И. Древнерсская народная литература и искусство. // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности, т.2. СПб., 1861, с.379).
.
вопреки распространенному мнению, что «Троица» Рублева с момента своего создания служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений, единственным сколько-нибудь достоверным ее воспроизведением (не считая копии, заказанной Борисом Годуновым в 1598 – 1600 годах), оказалась «Троица» из Коломны, датируемая искусствоведами в широком интервале времени – от середины 15 до середины 16 в. (см. «Троица» Андрея Рублева. Антология. Сост.Г.И.Вздорнов. М., 1981).
..
Более того, выяснилось, что среди многочисленных изображений «ветхозаветной Троицы» на иконах, сохранившихся до наших дней, только единицы следуют иконографическому типу Рублевской «Троицы», изображающей трех ангелов без Авраама и Сарры.
...
В то время эта икона Андрею Рублеву не приписывалась и была «вложена» в монастырь вместе с другими ценными иконами и прочими драгоценностями.
...
Во вкладной книге 1673 г., воспроизводящей записи отписных ризных книг 1575 г., прямо указано: «Государя ж царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии вкладу написано в отписных ризных книгах 83 году образ местной живоначальныя Троицы, обложен златом, венцы златы».
..
.
..
Более того, «Троица Рублева» резко отличается от других икон иконостаса Троицкого собора, которые выполнены по тем же прорисям, что и иконы Благовещенского собора.
...
...
а не написана Рублевым по заказу игумена Никона, вопреки утверждениям «Жития Никона» и «Сказания о святых иконописцах».
.
Могила Андрея Рублева
Спасо-Андроников монастырь основал митрополит Алексий. В 1354 году он отправился в Константинополь и по дороге попал в сильнейший шторм. Тогда-то он и дал обет построить монастырь, если удастся выжить и добраться до пункта назначения.
..
.
В разрытой траншее он нашел остатки древнего надгробия и сдела с него кальку и смог прочитать только имя "Рублев".
Позднее он выступил с сенсационным заявлением, что эта плита с могилы Андрея Рублева с датой его смерти.
В результате, работы по сносу остановили, было принято решение об организации музея-заповедника Андрея Рублева на территории монастыря.
.
Подобные надгробия на Руси появляются сравнительно поздно.
Наиболее ранняя надгробная плита данного типа относится к 1610 г. Это памятная плита князя Меркурия Тимофеевича Трубецкого в ТроицеСергиевой лавре.
По типу надгробие, открытое А.И. Барановским, является закладной доской, которая обычно укреплялась в нише, сделанной на стене храма.
Такой тип надгробий был особенно распространен в последней трети XVII – начале XVIII в.
И это полностью исключает возможность его изготовления в 30-х гг. XV в.
И именно изучение формульной части эпитафий часто позволяет отнести надгробие к той или иной эпохе.
В настоящее время эволюция формы древнерусских надгробий детально проанализирована , что позволяет проверить датировку, насколько формулы, восстановленные П.Д. Барановским в надгробии преп. Андрея Рублева, соответствуют формулам надгробий конца XV – начала XVI в.
Ранние московские надгробия развернутой формулировки о дне недели и часе кончины, а тем более о количестве прожитых лет они не содержат.
Эти указания появляются в начале 60-х гг. XVI в. и становятся общеупотребительными только с первой четверти XVIII в.
Так что надгробие преп. Андрея Рублева с подобными формулами никак не могло появиться в первой половине XV в.
Наведение справок у хорошо знавших их людей, в том числе и учеников, показало, что супруги Барановские были художественными натурами, склонными к мифотворчеству, а сам Петр Дмитриевич принадлежал к числу увлекавшихся ученых, которые с течением времени могли продолжать верить в свои первоначальные предположения, даже если последние были опровергнуты практически или фактически.
В настоящее время Л.А.Беляевым установлено, что опубликованное в 1930-х годах М.Ю.Барановской восторженное высказывание французского композитора Гектора Берлиоза (1803–1869) о знаменитом храме Вознесения в селе Коломенском под Москвой также является фальсификацией.
Тогда М.Ю.Барановская опубликовала перевод письма Берлиоза, полный восторга перед художественными достоинствами русского храма, который был отнесен
В ее работе не было отсылок ни на место хранения этого письма, ни на его публикации, русские или французские.
И хотя Берлиоз, действительно, был в Москве в 1847 и 1867–1868 годах, ни в его дневнике, ни в его письмах ничего похожего
Но этот миф помог спасти церковь в Коломенском от разрушения.
В 1959-1960 гг. начались реставрационные работы, но дело двигалось туго, финансирования катастрофически не хватало.
Работы встали.
И тогда наши авторитетные специалисты по древнерусской культуре решили, что точной даты рождения Андрея Рублева никто не знает, так почему бы ни прибегнуть к маленькой хитрости и ни сказать, что это был 1360 год, тогда получится круглая дата.
Может, тогда удастся выбить денег на реставрацию.
Открытое письмо ученых было опубликовано в газете "Правда".
Среди журналистов, к которым они обратились, был и Илья Эренбург, имевший связи с международными организациями.
В результате мировое сообщество облетела весть, что в 1960 году исполняется 600 лет со дня рождения Андрея Рублева.
Тут уже подключилось ЮНЕСКО и 1960 год был объявлен "годом русского иконописца Андрея Рублёва".
Советское правительство не могло проигнорировать всеобщую шумиху.
Деньги выделили и за год удалось привести все в идеальный порядок
.
Источники
.
https://dzen.ru/a/Y5CwSCIGZx84_pUg
https://cosmograph.ru/culture/rublev/
https://www.rublev-museum.ru/upload/iblock/c54/259_275.pdf
https://matveychev-oleg.livejournal.com/7162360.html
https://nezvanov.livejournal.com/2752.html