Интересы среднего класса и Путин
Михаил Х — 19.12.2011На мой взгляд, не важно, будут ли следующие выборы честными или нет. Важно то, останется ли Путин у власти, или к власти придут те, кто будет отстаивать интересы... впрочем, обо всём по порядку.
Сразу скажу, что я вообще не большой поклонник всеобщего избирательного права. По крайней мере, в такой огромной стране в её нынешнем состоянии. Здравый смысл подсказывает следующие критерии эффективности системы выборов:
-
Те, кто выбирают, голосуют за того, кто оптимальным способом, как ожидается, улучшит ситуацию в их пользу (или, если они альтруисты и патриоты, в пользу страны в целом). Это подразумевает, что избиратели хотя бы немного способны:
а) разобраться в программах кандидатов
б) оценить их искренность и понять, что же те планируют делать на самом деле
в) оценить, что из их полезно избирателям, а что — нет.
В реальной жизни этим критериям соответствует, дай Бог, половина избирателей.
-
Те, кто выбирают, должны быть независимы от власти. В ситуации же, когда громадное количество людей:
a) работают на государство и власть
б) получают от власти существенные для себя пособия, куда более существенные, чем их реальный вклад в экономику
в) не представляют себе жизни в государстве со слабой властью
- в такой ситуации люди голосуют не за то, что им полезно, а за сохранение статуса кво. Лишь бы их не отлучили от кормушки, лишь бы их не уволили, а их убыточный завод не закрыли, лишь бы ситуация не поменялась. Люди вовсе не являются сторонниками действующей власти, но они понимают, что в честной конкуренции с другими членами общества за достойный доход они не выиграют. Поэтому им дорог статус-кво.
А теперь к самому главному. Через несколько месяцев, 4 марта, в стране пройдут выборы. И пусть даже произойдёт чудо, народ проявит сознательность, на всех участках будут наблюдатели, Чурова уволят, вбросов не будет... и так далее. Тем не менее, в силу отсутствия на данный момент реально оппозиционного (независимого от Кремля, т.е. поддерживаемого иными силами) кандидата, скорее всего, выиграет Путин. Да, выиграет с небольшим перевесом. Скажем, наберёт 30% в первом туре и 55% во втором. Но выиграет.
Так вот, Путин и его власть не устраивают оставшиеся 45% населения. И в первую очередь недовольными останутся представители того социального класса, который вышел на улицы 10 декабря 2011 года. Это «рассерженные горожане». Но это не просто рассерженные горожане. Это люди примерно со следующими рамками дохода:
-для работающих в Москве, включая живущих в ближайшем Подмосковье: от 50 до 300 тыс. в месяц.
-для Питера и других миллионников: от 30 до 200 тыс. в месяц.
Нижнюю границу, думаю, объяснять не надо. Ниже этого предела уже не плохонькая жизнь среднего класса, а бедность. Выживание, без особой перспективы роста доходов. Ну, студентов не беру — но у них заработок растёт с каждым днём по мере накопления профессионального опыта.
Верхняя граница несколько интереснее. Больше указанных пределов зарабатывают, как правило, либо собственники бизнесов (а им интересна стабильность), либо люди на «тёплых местах» в государственных и смежных с ними конторах - скажем, руководство и высокопоставленные сотрудники в центральных аппаратах госбанков, Роснано и т.д. Именно им ничего менять не хочется — их и так, по большому счёту всё устраивает, их бизнес работает именно в силу договорённостей с властью. Конечно, это характеристика только большей части. Но много и тех, чей доход явно выше данной границы, но кто хочет изменений. Это и те бизнесмены, для которых в путинском режиме уже достигнут потолок роста; это те, кто ушли бы в бизнес со своих топ-менеджерских позиций, если бы наше государство было бы слабым и не мешало бы бизнесу; это, наконец, те, кому по разным соображением хочется законности и власти зарабатывающих людей, а не власти чиновников и силовиков.
Внимание! Эти слова неспроста: власть зарабатывающих людей. Не олигархов, не долларовых мультимиллионеров — им, по большей части, и сейчас неплохо. И они могут, если припрёт, уехать заграницу в любой момент, сохранив там свой уровень материального комфорта. А вот среднему классу, каким бы малочисленным он не был, уезжать некуда. Денег таких нет. И хочется комфортной жизни в России.
Итак, с кругом тех, кого не устроит даже честная победа Путина, мы определились. А теперь главный вопрос: чего же мы хотим? И в силу чего мы ожидаем, что с уходом Путина жить (пусть не сразу) «станет лучше, станет веселей»?
Ответ, по сути дела, является базой для программы преобразования нашего государства. Однако в силу жанровых особенностей, постараюсь дать краткий и в то же время ёмкий набросок.
Блок первый: люстрация и серьёзное сокращение госаппарата. В настоящий момент властные посты в стране принадлежат людям, которые, какими бы профессионалами они ни были, не приемлемы для нашего класса по ряду параметрам. Они не воспринимают себя наёмными служащими, которые работают в интересах народа — а точнее, в интересах наиболее высокоресурсного, после кооператива Озеро и олигархов, класса этого народа. Они считают себя вершителями судеб. Наиболее совестливым из них жалко народ — но какой народ? Тех, у кого жизнь действительно плохая - бедняков, пролетариат, пенсионеров. Им они и кидают кость. И такой народ им близок, ибо он от них — чиновников — зависим. А те, кто зарабатывают деньги сами, им не нужны и не близки. Налоги наши им не интересны — у них есть труба. А мы для них кость в горле.
Поэтому — люстрация. Запрет всем тем, кто занимал властные посты начиная от замначальника ОВД, председателя УИК, зампрефекта округа, начальника отдела в мэрии — и вплоть до федерального министра — занимать какие-либо властные посты, даже на рядовых должностях. Включая управленческие посты в государственных компаниях (покуда такие существуют). Хотят — пусть уходят в частный бизнес. Если они профессионалы, их оторвут с руками и ногами. Если нет — поделом.
Сокращение чиновничьего аппарата в РАЗЫ предполагает, естественно, снижение регуляции во многих областях экономики и общественной жизни. На сэкономленные деньги будут привлекаться профессионалы из частных структур, которым будут платить на уровне рыночных структур, а с учётом их загрузки — даже и выше. Полномочий у них, естественно, будет меньше — в силу той же либерализации.
Блок второй — децентрализация. Путинская вертикаль власти практически уничтожила в России федеративное начало, как политическое, так и экономическое. Депрессивным регионам не интересно развиваться: их худо-бедно кормит федеральный бюджет объедками от доходов с нефтяной трубы, а любое развитие центром де-факто не поощряется: кому нужен независимый регион? Да даже если поощряется, с нынешней налоговой системой и трудовым кодексом инвестиционной привлекательностью большинство российских регионов не отличается.
Итак, необходимо вернуть выборность губернаторов. Неважно, прямые выборы или через законодательные собрания регионов — главное, что федеральная власть не может ни назначить, ни снять губернатора, ни фильровать кандидатов. Необходимо вернуть полицию в подчинение (на этот раз полное) региональной власти. Аналогичным образом поступить с медицинскими и образовательными учреждениями, вплоть до регуляции образовательных стандартов. И далее в том же духе.
Естественно, для этой цели необходимо перераспределение бюджетных потоков. Значительная часть налоговых поступлений должна оседать в местном бюджете, причём для Москвы «местный» - это уровень административного округа. В частности, весь НДФЛ. И местная власть сама решает, как их тратить. Большая часть оставшихся налоговых поступлений — в региональный бюджет. И меньшая часть (10-15%) - в федеральный.
Разумеется, будет одно важное исключение, которое и позволит федеральной власти жить на эти 10-15% и финансировать за их счёт ФСБ, армию, федеральный аппарат и т.п. Это доходы государственных нефтяных компаний и Газпрома, а также большая часть налогов, уплачиваемых частными добывающими нефтегазовыми компаниями.
Т.е. федеральный центр пусть на эти деньги решает внешние и геополитические проблемы, а регионы пусть живут по средствам.
Блок третий — демонтаж социалки и госсектора экономики, увязанный с либерализацией экономики и общественной жизни. Жить лучше средний класс будет не только засчёт экономического роста, который произойдёт в результате вышеописанных реформ. Этого мало. Но и передел собственности никому не нужен. Во-первых, олигархи и олигарчики свои бизнеса, даже незаконно приоборетённые, просто так не отдадут. Во-вторых, никому из нас не нужно, чтобы корпорации - наши работодатели — переживали какие-то кризисы и неурядицы, неизбежные при переделе собственности. Так что максимум, что светит тут — это компенсационный налог (растянутые на много лет выплаты) по особо вопиющим случаям прихватизации.
Так где же искать «прибавочную стоимость»? Ответ прост: в социалке и субсидировании убыточных предприятий. Во-первых, уже сейчас значительная часть этих потоков разворовывается. Во-вторых, оставшаяся часть часто тратится неэффективно и неумело. Ибо тратить её на развитие руководителю невыгодно — тогда в следующем году не дадут субсидии.
Что такое социалка и субсидии? Это не сильно различающиеся пенсии для 65-летнего мужика, который ещё может работать и для немощной 79-летней бабульки. Это зарплата в 8000 рублей для рабочего на загибающемся заводе, которая ничем не обеспечена и которая ниже рынка, но его-то она устраивает, ему не хочется переезжать в другой город и вообще «вертеться», хотя по возрасту и физическим силам он на это способен.
К вопросу о пенсиях. Пенсионный фонд России — эту зловонную бочку — необходимо промыть в первую очередь. Во-первых, оценить все имеющиеся активы ПФР по честному. Затем оценить объём обязательств перед теми, кто уже вышел на пенсию (или кому до пенсии меньше 5 лет осталось), перед военными и иными госпенсионерами, и выделить эти активы в отдельную кучку. Эта «кучка» и будет тем, что останется от ПФР. Остальные активы делятся пропорционально объёму сделанных за время работы взносов и перечисляются на руки вкладчикам (трудящимся). Куда они их вложат — купят что-то, вложат в частные пенсионные фонды или напрямую в ценные бумаги, положат в тумбочку — их дело. Для предотвращения инфляции … в подробности вдаваться не буду, спросите — отвечу.
Без движения по этим трём базовым направлениям средний класс останется тем, кем он сейчас и является. Как олигархам у нас «дали поуправлять», так нам «дали позарабатывать». А мы не хотим нуждаться в чьих-либо разрешениях. Мы хотим, чтобы нам не мешали зарабатывать и устраивать жизнь в своей стране так, как нравится нам. А не так, как нравится членам кооператива Озеро. Или тем, кто зарабатывать не хочет, а хочет, чтобы мы платили больше налогов, дабы их дети жили лучше.
Даже если "их" больше, даже если "их" будет 90% - наша страна всё равно должна быть устроена так, как этого хотим мы, а не они. Власть Путина — первое и наиболее серьёзное препятствие на этом пути. На этом, пожалуй всё.
|
</> |