Интересы детей превыше всего
gmichailov — 02.10.2015 Скандал вокруг учебника «Обществознание» для 8-го класса под редакцией Анатолия и Татьяны Никитиных поднялся в соцсетях. Пользователей зацепил абзац о человеке, который "с раннего детства страдает серьезным психическим заболеванием", "не способен к учению, труду, созданию семьи", лишенный "каких-то важных сторон человеческой сущности, которые делают его общественным, социальным существом", а, значит, и "не является личностью". Давайте сразу расставим точки прохождение учебника через экспертизу и включение его в список рекомендованных не является гарантией ошибок.Признать это и попытаться не допустить этого впредь, это. как говорится. первый шаг к исправлению. Как сделать экспертизу открытой для общества, чтобы ошибок было меньше. об этом и многом другом мы говорили на Круглом столе "Повышение качества школьных учебников и улучшение системы экспертиз учебников, входящих в федеральный перечень". Разговор получился довольно откровенным.
Согласитесь, есть предметы по которым у общества, довольно диаметральные представления об истине, например, история. Как объединить эти разные точки зрения на события и представить их в едином учебнике? Задача не из простых.
Учебники проходят очень серьезную экспертизу, которая состоит из 4х направлений, это научная, педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная.
В каждой экспертизе принимают участие не менее 3-х человек. Об этом очень подробно рассказал сегодня Басюк В.С., зам президента Российской академии образования. Подробная информация о каждом учебнике, самой экспертизе, экспертах есть на сайте Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Все сделано для того, чтобы процесс экспертизы был максимально прозрачным.
Получается все в руках экспертов, они дают рекомендации, после чего учебники попадают на парты учеников. Как сделать так, чтобы не было ошибок. На поверхности лежит, ответственность экспертов, за ошибки надо отстранять. Открытость, все экспертные заключения в открытом доступе, чтобы не было соблазнов и злоупотреблений. Привлечение родителей и общества к экспертизе новых и старых учебников. Все это как раз призван сделать этот сайт.
Вообще экспертиза – это живой творческий процесс, быть экспертом далеко не просто, т.к. эксперт должен быть максимально объективен и понимать, что у автора учебника может быть своя точка зрения, расходящаяся с его.
И отдельно подчеркну роль учителя, для которого учебник должен служить инструментом в учебе, а не бездумным цитированием текста. Современные дети развиваются очень быстро и порой учебники не успевают за ними. «Дети меняются быстрее, чем учебники!» - заметила в своем выступлении Кириченко В.В., директор гимназии № 1520.
Вот для примера я взял учебник Русского языка для 4-го класса. Тут есть и авторы и эксперты и общественная экспертиза.
|
</> |