
Интердурочка.


«Ну, а дальше - парад элиты! Дому моделей - делать нечего. «Вог», «Бурда», «Неккерман», «Квилле», «Карден», «Пакен», «Нина Риччи»... Каждый костюмчик - штука, полторы. Сапожки - шестьсот, семьсот. Косметика – «Макс Фактор», «Шанель», «Кристиан Диор»... Это наш профсоюз. Интердевочки. Валютные проститутки». В одном ряду с именами элитных Домов моды – Карден, Нина Риччи и Пакен красуются наименования ширпотребовских каталогов. Через запятую написаны названия «Вог» и «Бурда». Для обычного советского человека журнал, являющийся проводником в мире Высокой Моды был ничем не лучше издания, рассказывающего немецким домохозяйкам, как самим сшить стильную, недорогую юбку. Автор Владимир Кунин, увлекшись красивыми наименованиями, упустил из виду и тот факт, что Дом Пакен прекратил своё существование ещё в те времена, когда будущей интердевочки Тани Зайцевой не было и в проекте. В этой тираде есть ещё один важный момент - «Дому моделей - делать нечего». То есть автор совершенно искренне полагал, что разработки советского ОДМО - это просто мусор рядом с элитарнейшей 'Burda Moden'. На деле это было не так - разработки-то, как раз, были много интереснее. Но тогда время было такое: советское - значит поганое и с этим надо бороться. Пусть даже и продажей совести.

Что характерно, все публикации о валютной проституции, появившиеся в 1986-1989 гг., отражали одну и ту же проблему – юные девушки стремятся на панель с целью получения доступа к модной, красивой одежде. Многие «жрицы любви», пойманные в гостиницах, не имели при себе никакой валюты – с ними попросту расплачивались…вещами, которые иной раз оказывались предпочтительнее любых денег. Люди реально продавались за шмотки. Вспомните сюжет всё той же «Интердевочки» - добрая медсестричка Таня идёт на панель потому что ей надоело быть серой мышью и жить честно, но бедно. Её мама - светлоглазая училка, которая мыслит книжными штампами, получила наказание по полной программе. Именно за книжность, за наивность, за высокие словеса про добро и патриотизм. Пафосная наивность всегда вызывает отвращение и желание поступить иначе, наперекор красивым лозунгам. Танькина мама - это образ уходящего СССР с его тупиковым, бесполезным, но всё ещё светлым пафосом. Она не понимает, что своими речами, своим скучным примером воспитала проститутку и страшно удивляется, когда вдруг узнаёт. Она не могла! У Танечки было всё, включая музыкалку. Разве мы плохо живём?!

Зачем Танюшке нужна заграница? Зачем она была нужна большинству населения СССР в тот момент, когда мы все дружно выбрали капитализм? Там есть 150 видов колбасы и столько же каналов телевидения, блескучие яркие шмотки, круглосуточные дискотеки, свобода секса, много вкусно пахнущей глянцевой прессы с красивыми тётками и таким же красивым мороженым в рекламе. В общем, каждый мечтал о своём - кто о шмотках, кто о порнухе, кто о возможности путешествовать. Так вот наша героиня, попав в Швецию, поначалу активно радовалась - она никак не могла насытить свою алчность, свою жажду шмотья. Она кинулась по магазинам, как голодный кидается на корку хлеба, а тут была даже не корка, а целый каравай. Однако насыщение и даже пресыщение наступило слишком быстро - оно уступило место привычной скуке. Дочь дерзновенной учительши оказалась примитивной и скучной бабой. Доброй, понимающей, щедрой, но ужасающе примитивной. Ей был чужд СССР, ей оказалась чужой и Швеция. Страна с богатым культурным наследием ничем не прельстила путану Таньку, как ничем не прельщал родной Ленинград. Пустота и унылость - она, как и хрестоматийная разруха, всегда в головах. Те, кому в СССР остро не хватало шмоток и музона, сейчас точно так же ругают бездуховный капитализм и слезливо кивают на советские плакаты - эхххх, как мы жили!

Итог сюжета красноречив - всем сестрам по серьгам. Кто в этом виноват? Все. А ещё, помните, в фильме была яркая, хотя эпизодическая, героиня Наташка. Она цинично рассказывает милиционеру, как её отец - специалист по африканским культурам - впаривает на лекциях страшную лабуду своим студентам, а потом в кругу семьи над этим потешается. Вот вам ещё один вариант старшего поколения, ещё один образ уходящего СССР. Цинизм, переходящий за грань. Более чем уверена, что этот самый африкановед - член КПСС и на собраниях произносил красивые и выверенные речи, а потом, когда это стало не модно, красиво швырнул партбилет на стол (чтобы все это видели). Но Таньку потом потянуло на Родину, она вдруг поняла, что всю жизнь любила свой город и своих людей. Показательно, что она влюбляется в парня, которого могла бы сто раз повстречать на своей же улице. Потянуло-то потянуло, да назад дороги нет. Некуда возвращаться - душонка-то уже продана за банку импортного пива.
- Карикатура взята из блога
denis_strebkov.
|
</> |