Блондинка и орешки.
zina_korzina — 03.04.2013Помните, в позднем СССР было такое понятие - «нужные люди»? Это были товарищи, умеющие не только обустроить своё персональное гнездо, но и знающие, где хорошо, точнее - плохо лежит. А перед началом «великих реформ» плохо лежало почти всё. «Верхи» не хотели и не могли, а «низы» бегали по фарцовщикам в поисках импортного пойла. В фильме грубо и сочно нарисовано, что советские граждане тоже любят сервелат и баночное пивко. В начале повествования показано, как Надя даёт Николеньке опохмелиться ФРГ-шным баночным пивом, а он (лошок!) даже и не ведает, как его надо вскрывать - начинает, аки пещерный предок, работать зубами. Имя главной героини выбрано, видимо, не так уж случайно - Надежда. Надежда на... На что? Девушка не плохая, не злая и не подлая. Просто она желает хорошо жить и калорийно питаться. «Ой, это и есть солёные орешки?», - почти благоговейно вопрошает искусствоведша Регина, видевшая в своей жизни только Высокое, но при этом совершенно несъедобное, точнее - неудобоваримое.
Regina в переводе - королева. Королева пустоты и бессмысленности. А тут Надя-надежда. Её лозунг: «Нет проблем!». Она научилась выживать и вот теперь учит жизни упёршуюся в тупик интеллигенцию. Главный герой - Коля Порываев порывался целых пятнадцать лет - искал разумную жизнь во Вселенной. Пока он ловил зелёных человечков, общество захотело солёных орешков. Скорее всего, потому и захотело, что он - ловил. К услугам активной Надежды и молчаливо-понимающего Гены - всё, включая какие-то полузакрыто-элитные бани с видаком и вышколенными барменами. И на зелёную иномарку, в которой восседает Гена, дети реагируют, как их деды реагировали на лётчиков в аэропланах. Мелюзга бежит за подержанной, но импортной тачкой, как малыши 1930-х бежали по полю, завидев в небе самолётик. Солёные орешки победно хрустят на зубах. 1990-е наступили не в ночь с 31 декабря 1989-го на 1 января 1990-го года - они ковались в подсобках замызганных гастрономов и в НИИ-шных диссидентских курилках.
В самом начале нам показывают, как нервный покупатель требует всего лишь лук. Не сервелат и не пивко Löwenbräu, а просто лук. Не обязательно даже отборный. Актив гастронома зачарованно смотрит телевизор (!), ему не до покупателей. Потом нам дают образ мясника, который забирает себе вырезку, а в зал отправляет кости и другой неформат. Он ещё при этом шутит, что подобно Микеланджело, отсекает всё лишнее. Лишнее - людям, вырезку - себе. В мире умненькой и материальной Надежды всё просто. Она уже знает, как добыть очередное благо и галопом устремляется к новой вершине. Нет проблем! И вот ещё: «Мы все - люди будущего! Нам жить в XXI веке!». В 1960-х годах, когда астрофизик Николенька начинал грезить о тарелочках, говорилось и оралось, что в XXI веке мы будем жить при коммунизме. Оказалось, что при капитализме. Умная Надя уже тогда сие смутно предвидела. Нам даже показали, что нужные люди уже тогда учились крестить лбы, не веря в Бога. Разумеется, герой Андрея Миронова, как и положено нормальному советскому персонажу, сбегает от этой жизни...на Крайний Север.
Потому что ему сообщили - получен сигнал из Космоса, а радиотелескоп стоит именно там. И богиня торговли летит вместе с ним - а как же иначе? Она же любит! Но это фильм. А в жизни? Перестройку горячо поддержали такие вот астрофизики, которым вдруг показалось, что если они поорут за Горбачёва, а потом и проголосуют за Ельцина, то нужные люди исчезнут как вид и перестанут быть...нужными. Вы уже забыли, что основным тезисом перестроечной кампании была борьба с привилегиями, точнее с пайками, с закрытыми саунами, с блатными мальчиками (тогда блатными называли не уголовников, а тех, кто всё хапнул по блату). Блат пронизывал всё общество - он не щадил ни дураков, ни умных. В фильме показано, как пожилой учёный, шеф Николеньки, со стыдом вспоминает, что уже видел Надю. «Я вам тогда помогла с икрой!». А перестроечная толпа хотела, чтобы икра просто лежала и с ней не надо было обращаться к второсортным Надькам. И вот бесполезная и по сути враждебная строю (любому строю) интеллигенция сначала орала на митингах, а потом дружно требовала от царя-Бориски активнее расстреливать «коммуняк» в мятежном Белом Доме-1993. А в это время любители солёных орешков открывали свой бизнес, отстреливали друг другу уши и яйца, хоронили братанов и скупали малиновые пиджаки у Джанни Версаче.
А что же наша интеллигенция? Она опять шуршит в своих неуютных норках, но только уже при другом строе. Их дети знают вкус баночного пива, они до ожирения наелись сервелатами и прочими импортными фатфудинами, они запарились по баням и отхлебнули из океана в районе Гоа. Люди Будущего наелись и затосковали. Прекрасное Далёко оказалось в параллельных мирах, там, где Алиса Селезнёва. А мы хрустим солёными орешками.
|
</> |