Интеллигенция - как квинтэссенция классового общества

топ 100 блогов anlazz15.03.2023 Интересно: но рассмотрение описанного в прошлом посте  "искусственного интеллигента" - удачный термин, введенный господином Лопатниковым  для более адекватного определения т.н. "разговорных нейросетей" - на самом деле позволяет понять и "интеллигентов естественных". Или просто интеллигентов, которые - как социальный слой - определяются уже не раз указанной формулой: "интеллигент - это тот, кого другие интеллигенты считают интеллигентом".

Если кто думает, что интеллигенция - чисто российское явление - тот ошибается. Потому, что указанный принцип является определяющим практически на всей поверхности Земного шара. Ну, по крайней мере, на той его части, которая именуется "весь цивилизованный мир", и к которому так любят относить Россию. Потому, что практически везде в этом "мире" существует т.н. "тусовка", которая и определяет: кто есть кто. Кто действительно "признанный на весь мир гений", а кто - бездарный графоман и плагиатор.

Кстати, кто нибудь помнит недавних - ну, скажем, за последние тридцать лет - "нобелевских лауреатов по литературе"? (Про то, чтобы читать их - этих "лауреатов" - книги и говорить нечего.) Наверное, только Алексиевич и приходит в голову - потому, что скандал с ней был знатный. (В общем же эта самая писательница буквами и в советское время писала скучную коньюнтурщину, которую никто не читал, и сейчас делает то же самое.) А так, думаю, результат нулевой. Да и вообще, из всех "получивших нобеля" реально знаменитыми и читаемыми являются, наверное, процентов 20%, не больше. (И это еще при учете того, что в прошлом там реально были популярные писатели, вроде Хамингуэя или Маркеса. А вот Ремарк "Нобеля" не получил: проиграл какому-то Эрику Карлфельдту. Видимо, для "тусовочки" последний оказался более значимым.)

Впрочем, подобная картина наблюдается практически везде. Например, существует т.н. "российская большая литература", которая живет своей жизнью, не пересекающейся с жизнью населения России. В том смысле, что "там" существуют свои премии, свои церемонии, свои собрания - и даже издания своих книг неким тиражом, который, судя по всему, раскупается все той же "тусовкой". Как и в других областях: скажем, огромное количество т.н. "художников" делают "свои выставки" - а одной Москве наличествует более 300 (!) галерей, в подавляющем большинстве которых (за исключением нескольких реально известных и посещаемых, вроде "Третьяковки") демонстрируется т.н. "современное искусство". Или, скажем - если брать ту же Москву - там располагаются уж 422 (!) театра, которые так же "выпускают" в основном "современные спектакли". (Ну, те, где голые жопы показывают и декорации напоминают пейзаж со свалки.)

Разумеется, там везде еще русофобия и антисоветизм, но в данном случае это - вторично. Первична же именно необходимость следования "воли тусовки", которая становится негласным "распорядителем" действий интеллигента, превосходящим по значимости все остальные моменты. (Начиная с государственных законов и заканчивая ценностью личного благополучия.) Да, именно так: разумеется, любой интеллигент любит, прежде всего, сыто есть и мягко спать - иначе бы он "в интеллигенты" не пошел. Однако если "тусовка прикажет", он может оставить и это занятие. Как, например, произошло в прошлом году, в котором огромное количество "творческих людей" бросило все, что было "тут": концерты, передачи, спектакли и прочие способы сосать государственный (и частный) бюджет самыми различными образами. И бросилось "выбирать свободу" - кто в ЕС, кто в Израиль, а кто и в разные Турции-ОАЭ.

Это, кстати, крайне интересно, потому, что показывает именно "коллективный габитус" интеллигента, выходящий за рамки его индивидуального существования. Впрочем, во всем остальном мире мы наблюдаем примерно то же самое: представители "творческих профессий" самыми различными способами ломают-доламывают сами основы своего существования. Что, например, стоит "повесточка в Голливуде", которая подрывает саму основу этой Обители Зла, этого Источника Всемирного Разрушения: образ сверхчеловека. Супермена - не обязательно в "комиксовом" варианте, потому, что "типовые герои" всех этих детективов, боевиков и фантастики "классического" периода - это именно Супермены, "сильные личности", нагибающие и ломающие всех остальных. (И гребущие к себе все блага мира - начиная с длинноногих блондинок и заканчивая научными признаниями.)

Надо ли говорить, что, во-первых, именно этот образ "белокурой бестии" (цвет волос может быть разным, но образ-то один и тот же, созданный незабвенным Ницше) был наиболее востребован и "внутренней" и "внешней" аудиторией. (Каждому хотелось ассоциировать себя с суперхищником, пожирающим конкурентов.) А, во-вторых, был идеальным способом "взлома" любой национальной культуры, позволяющей подчинять последнюю своим принципам. Надо ли говорить о том, что это было очень выгодно не только самим "производителям контента", но и реальным хозяевам Америки. (Сейчас же даже в убогой РФ на все эти "блокбастеры" принято плеваться и издеваться над всеми этими "одноногими черными лесбиянками".)

Но выйти за пределы "повесточки" американские киноделы не могут: как уже было сказано, "тусовка" вполне может выбрать самоубийственный путь, однако никто из ее состава покинуть его не сможет. Потому, что за пределами "круга" он сразу же становится никем: известный артист, музыкант, писатель или художник без "интеллигенской поддержки" превращается в тыкву. В смысле - в мало к чему пригодного обывателя. И тогда "вдруг выясняется", что сабж банально плохо играет, поет или рисует. (Как уже было не раз сказано, всю "современную живопись", например, можно спокойно заменить на продукт генератора случайных чисел или работы шимпанзе. И никто не заметит подмену.)

Причем, в данном случае не особо важно, как эта "повесточка" возникла, какие основания - и у кого - были для ее навязывания "всем мыслящим людям". Все это вторично на фоне указанного. На фоне того, что то, что мы привычно именуем "интеллигенцией", а "они" (наши вероятные противники) зовут то интеллектуалами, то "информационным классом", определяется, прежде всего, одним: единомыслием и "единочувствием". То есть, приоритетом "коллективного миропредставления" над всем остальным - включая и окружающую физическую реальность.

Я, впрочем, уже не раз писал о последнем - о том, что за последние десятилетия связь того представления, что навязывается всем остальным т.н. "думающим слоем" - интеллигентами, интеллектуалами - и тем, "что есть на самом деле" становилась все слабее и слабее, пока в прошлом году (условно) не оборвалась совсем. И теперь наши "думатели", фактически, живут в каком-то лемовском поле "многослойного обмана". (Если кто помнит "Футурологический конгресс", где подобный момент был описан очень хорошо. 1971 года, кстати, книга.) То есть, в "мире", где разоблачение одной - "верхней" - лжи ведет не к истине, а к другой лжи, только "предыдущего слоя". (Лем вообще любил описывать подобные вещи - скажем, "Рукопись, найденная в ванне" про то же.)

В результате чего наше "инфопространство" оказывается практически бесполезным: найти там что-то такое, что позволит реально работать с реальностью, стало очень сложно. Конечно, подобное еще есть: все же со времен Гуттенберга структура выстраивалась. Но на фоне информационного шума последнего десятилетия эта актуальная информация почти теряется. И можно даже сказать, что "система" напрямую движется к своему Акме, к своему диалектическому отрицанию, при котором реальные триллионы триллионов битов информации вдруг окажутся... равными нулю.

Впрочем, об этом надо говорить уже отдельно. Тут же хочется обратить внимание на то, что прямым виновником этого выступает именно "мыслители и творцы", превратившиеся в генераторы информационного шлака. И это не случайно. Потому, что является неизбежным последствием того самого, базового момента, который и порождает интеллигенцию (во всех ее названиях) вообще: разделения труда на труд умственный и физический. Разумеется, с однозначным приоритетом первого - в том смысле, что именно "работа головой" всегда (с очень давних пор) считается "высокой", в то время, как "руками работают лишь лохи". И все наши "просветленные думатели", все "утонченные чувствователи" - все они проистекают именно отсюда.

Из этого самого "глубинного разделения". Которое до поры, до времени реально помогало, но вот уже пару десятков лет не просто мешает - а, как было сказано выше, перешло к отрицанию самого себя. И получается, что само понятие "умников" есть ни что иное, как... последствие существования классового общества. Впрочем, для реально знающих диалектику людей это почти самоочевидно.

Но, в любом случае, это так же тема уже отдельного поста.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Благовещенский мост Решётки подновили шаровой краской. За Благовещенским мостом начинается море. Прогулочные суда речные ниже него не ходят, только класса река-море. Может быть, поэтому обширные пространства открытой воды. На горизонте корабль Юный балтиец, ближе к нам Памятник ...
С сегодняшнего дня я не работаю в Энове. Я знаю, что не все мои друзья в курсе того, что происходило, поэтому если есть вопрос, надо ли поздравлять, ответ - надо. С понедельника у меня начинается совсем новая жизнь, и я буду про нее много писать (можно подумать, что когда-нибудь я писала ...
На фото Сергей Ракитин, Сергей Игуменов и другие участники Слушаний в клубе ТТУ. Сегодня в субботу 30 июня 2012 года ещё артяковские чиновники всё таки вынуждены были провести общественные слушания о возможном строительстве футбольного ...
Социальный контракт , который 37 предпринимателей заключили с Алексеем Навальным, с полным правом можно назвать прорывом. Потом что уже долгие годы, с 2003 года точно (после посадки Ходорковского), российский бизнес держал, употребляя английское выражение, «низкий профиль». То бишь, ...
Недавно двое студентов МГУ рассказали мне о том, как им читали лекцию про память воды на межфакультетском курсе. Ниже приложу сообщение от одного из студентов. Забавно (но закономерно) ещё и то, что лектор оказался сторонником теологии и несогласным с теорией эволюции, согласно показаниям ...