"INES"
jalla00 — 12.06.2024 посмотрела вчера, а, нет, уже позавчера, репетицию новой оперы, чтобы понять, надо ли мне на неё идти. и - не поняла. до премьеры ещё есть время, подумаю"INES" называется .это - не женское имя, а аббревиатура : международная шкала ядерных событий(International Nuclear and Radiological Event Scale).
и в опере перечисляют эти "события" в мире, и указывается степень их тяжести: почти все от 2 до 4х,и только чернобыль и фукушима - 7.
я тут запишу свои впечатления, спрячу по кат - не все же интересуются современной оперой!
написал оперу молодой композитор Онджей Адамек, которого представили, как "одного из важнейших композиторов нашего времени" , и он спокойно это выслушал, не возражал.
уже смешно. он, и либреттистка представляли оперу перед началом репетиции, он же и оркестром дирижировал .
действие происходит после ядерной катастрофы, героиня умирает в стеклянном боксе для облученных, герой сначала поет возле неё(не боится облучиться? сам тоже облучен ? непонятно), а потом он уходит , не догадываясь,что это их последняя встреча - все, как в жизни, поэтому некоторые жены завещают выбить на могильной плите надпись"а теперь-то ты понял, что я болела?!"
у неё, как это часто бывает, временное улучшение перед смертью, а он не врубается, бледность не замечает и говорит, что она хорошо выглядит. и вот он уходит, а она поёт свою арию, мечась за стеклянными стенами, и хор, в это время отсчитывает ее время поминутно, и перечисляет на разных языках(и на русском тоже, и на украинском) , что у неё уже отмерло:
"16 часов 23 минуты, нарушен обмен веществ, 16 часов27 минут -" две руки, зубы в ряд, две ноги"(это цитата!).
тут я начинаю трястись от смеха : для меня, как для абсолютно логоцентричного человека, на этом опера и заканчивается. я уже и раньше напряглась, на фразе "где захоронить ядерные отходы? на астероиде? "
"так" - подумала я," а что ещё из современной повестки воспоют:"ми ту? BLM? жестокую израильскую военщину? "
все это напомнило мне незабываемый советский хит - "отрежем, отрежем, мересьеву ноги!"
ладно, это все вопросы к либреттистке. опера - это музыка.
в тех эпизодах, которые были прогнаны на репетиции, были и интересные музыкальные находки, например, когда главная героиня переходит в мир иной, её голос расщепляется на несколько голосов и одновременно поют ещё три её альтер эго, и это интересно по звучанию.
сюжет оперы глубоко постмодернен, и его с пол-пинка узнает самый профанный зритель:
главный герой "О" теряет, казалось, безвозвратно свою возлюбленную "Э", она умирает, спускается в мир теней, но талант "О" заставляет тени отпустить её в мир людей, он только должен соблюсти одно условие... но он оглядывается, и теряет её уже навсегда.
"о, я понял, ура!" радостно потирает руки зритель, "это про орфея и эвридику! я и рок-оперу такую видел, композитор - александр журбин, кажется!"
иногда, в рамках того же постмодерна, композитор загадывает несложные музыкальные загадки, не только текстовые, но и для тех, кто кое-что в жизни слушал.
и, когда, спустя сутки мучительного припоминания, не самый искушенный слушатель хлопнет себя, наконец, по лбу: "так это же перселл!"тема похожа на эту арию... как её... её ещё клоун пел!"
См. и слушай под катом
вот она, эта "песнь холода"перселла! это не про мороз,это про смерть. и поет - не клоун, а умирающий, в начале восьмидесятых, от спида, клаус номи, скрыващий плоеным воротником, опухоль. он знает, о чем поёт, и мы это слышим.
а это - в исполнении орлинского -и, по-своему, страшно и прекрасно.
эта музыка, по-моему, одна из самых необычных для своего времени, да и для любого времени.
меня она уносит с собой куда-то, на астероид, наверное.
в музыке слышно дыхание, как из губ неравномерно вылетает замерзающий кольцами воздух , уже не оставляющий след на зеркальце...
не остановлюсь, вставлю ещё одно исполнение! не классическое - припопсованное, от стинга.
здесь дышит не певец, а девушки из подпевки. и даже в таком исполнении - мороз подирает, это вам не "англичанин в нью-йорке"!гениальная музыка!
и композитор адамек - молодец, правильную музыкальную тему использовал!
это не называется" украл" , он же и не скрывает, а, наоборот, подчеркивает хоровой партией дыхание умирающего, как у перселла. это напоминание о первоисточнике, цитата, постмодерн.
постмодерн - комплиментарный стиль, дающий человеку ощущение собственной культурности. может быть, поэтому он и вечен. мы, зантригованно ныряем в него, барахтаемся в этом постмодерне, узнаем цитаты, разгадываем загадки - мы молодцы! не зря, значит, провели вечер в опере : извилины напрягли. а то бы сидели дома, заполняя строчки судоку.
орфея, вот, вспомнили, перселла узнали.
не то что, та тётка справа, разворачивающая конфетку когда хор прерывисто шептал, умирая:"шт, тш, шт.( Schatten шаттен - тени)
|
</> |