ИНДИКАТОРЫ СФЕР
putnik1 — 09.11.2020Полагаю сей ролик уместной иллюстрацией к вопросу о том, является ли "украинская государственность" симулякром (подробно здесь), и коль скоро, оказывается, СБУ открыла против Анатолий очередной уголовное дело, - на сей раз в связи с тем, что он назвал бУ "недогосударством", есть смысл вернуться к теме, уже без красивых силлогизмов и отвлеченных рассуждений, а как можно короче, коротко, опираясь исключительно на сугубо научные данные...
Прежде всего: синонимом просторечного вульгаризма "недогосударство" в научном обиходе является устойчивое словосочетание "несостоявшееся государство", а у это дефиниции есть точные параметры. Решив покопаться глубже, я нашел материал, где проблема рассмотрена подробно, со ссылкой на немецкого социополитолога Ульриха Шенеккера, считающегося ныне ведущим мировым авторитетом в этом направлении, а потом, для полной ясности,
списался с сыном давнего приятеля, уже года три преподающего политические науки в университете Бамберга, - и выяснил: д-р Шенеккер, действительно, крайне уважаем, как специалист, разработкой концепции "несостоявшихся государств" он занимается почти 20 лет, считается основателем целой научной школы, опубликовал множество статей, а в 2006-м издал книгу "Fragile Staatlichkeit. "States at Risk" zwischen Stabilität und Scheitern" ("Хрупкая государственность.
«Состояния риска» между стабильностью и неудачей"), - комментированный сборник штудий на данную тему, ныне считающейся "этапным" и "фундаментальным". Сам я, правда, в мове Шиллера ни бум-бум, но мне прислали перевод резюме, с выводами, и как оказалось, доступный в Рунете пересказ передает формулировки немецкого ученого довольно точно; различия есть только в мелких, незначительных нюансах. Вот и давайте посмотрим, что думают специалисты.
Итак, базовым понятием, обозначающим страну, государственные структуры которой "не обрели или утратили способность самостоятельного управления в главных сферах компетенции" (всего по Шеннекеру таких "сфер компетенции" три) является "хрупкая государственность", а утрачена ли эта способность (полностью или частично) определяется набором "индикаторов риска", которых в каждой из трех "сфер" исследователь выделяет четыре. Посмотрим конкретно.
I. Монополия на применение силы (т.е. контроль государства над территорией посредством государственной монополии на применение силы). "Индикаторы риска" утраты компетенции:
а. Отсутствие контроля над всей территорией;
б. Отсутствие контроля над внешними границами (включая неэффективность борьбы с контрабандой);
в. Наличие и политический вес частных структур, применяющих силу;
г. Случаи бессудных расправ, которые государство не может (не хочет) расследовать.
II. Государственные услуги в различных областях (соц. обеспечение, рынок труда, образование, медицина и т.д.), а также механизмы распределения экономических ресурсов (таможенные пошлины, налоги, сборы и другие). "Индикаторы риска":
а. Систематическое отсечение определённых социальных групп от распределения экономических ресурсов;
б. Экономические кризисы, вынуждающие власть влезать в заведомо неоплатные долги;
в. Систематическое многократное налогообложение при налоговых льготах для "отдельных групп";
г. Необратимо растущий разрыв между "богатством и бедностью".
III. Политическое устройство (формы участия населения в политике, стабильность политических институтов, качество правового государства и публичного управления). "Индикаторы риска":
а. Усиление влияния "неформальных" олигархических структур на процессы принятия решений;
б. Грубые нарушения основных политических прав/свобод человека;
в. Фальсификация результатов выборов в ходе выборов и в процессе подсчета голосов;
г. Систематическое исключение определённых групп населения из участия в политике;
Основываясь на данных критериях, д-р Шенеккер предлагает "шкалу эрозии государственности". В случае, если в каждой "сфере" имеет место минимум один индикатор, государство следует рассматривать, как weak state (слабое), если таких индикаторов в каждой сфере минимум два, государство следует рассматривать, как failing state (деградирующее), а если при этом хотя бы в одной из "сфер" индикаторов больше, это государство является failed state (несостоявшимся).
Насколько бУ отвечает приведенным критериям и в каком их соотношении, каждый легко прикинет сам,
и думаю, уж этот-то наезд Анатолий отобьет в суде очень легко, - даже не ссылаясь на п. Гордона...
|
</> |