In memoriam. СЛУШАЛИ. ПОСТАНОВИЛИ.

Вчера, примерно около полуночи, уважаемая rednossonja, помянув об отставке г-на Вексельберга и уходе его из структур "Русала", предположила в событии начало некоего процесса, сравнив его даже с приснопамятным изгнанием евреев из Испании в 1492-м.
Ни огласиться с этой мыслью, ни опровергнуть её я не мог, ибо совсем не в курсе, однако всплыло в памяти, что ведь и вправду, ровно 520 лет назад, 13 марта 1492 года по Р.Х., дон Хайме Франкахо де Толедо, вице-губернатор Мурсиа-дель-Сур и генеральный пушкарь великого Гонсало де Кордоба, высший по статусу среди подданных Кастилии, все еще исповедовавших иудаизм, получив положенную ему по статусу аудиенцию, выслушал из первых уст, - из нежных уст Её Величества! - учтивый и подробный ответ на свое письмо с просьбой объяснить, насколько соответствуют истине слухи о предстоящем изгнании его единоверцев. Как известно, ничего утешительного бравый вояка не выяснил. Напротив, спустя 18 дней, 31 марта был публично оглашен знаменитый Альгамбрский эдикт, и процесс пошел.
Нельзя сказать, - это признают все историки без исключения, - что царствующей чете такое решение далось просто. Все "за" и все "против" изучались тщательно, с привлечением экспертов от церкви, сословий, кортесов и прочих уважаемых структур, с долгими, по месяцу, по два обсуждениями деталей. И тем не менее, документ был одобрен. Причин на то было много, чтобы изложить все понадобилось бы написать толстенный том. Было, однако, среди прочих и некое соображение, хотя и оттесненное историками на задний план, но, на мой взгляд, достойное стоять в списке на первом месте...
***
Когда в ночи не спишь от страха,
когда "воистину" как "лже",
когда эскадры падишаха
в виду Неаполя уже,
когда пират алжирский, бешен,
ложится с флотом под Стамбул,
когда мулай из Марракеша
Стамбулу тоже присягнул,
когда...
Короче, жизнь мерзее,
чем вошь в монашьей бороде.
А тут, пардон, еще евреи
с родней, которая везде.
И письма, письма - из Салоник
и прочих весей (коих тьма):
Евреи, ша! Султан не тронет,
он - Турк великого ума.
Костры пылать не будут больше,
а льготы станут шире рек.
И будет жить почти, как в Польше,
еврейский гордый человек.
Поскольку сказано в Коране...
Но, - в плане сеять, чтобы жать. -
десант (когда придет в тумане)
придется, братья, поддержать.
Чтоб доны, - пусть стократ герои
и покорители Гранад, -
сломались, видя за спиною
сто тыщ отточенных эспад.
Вот так.
А нервы на пределе.
И посоветуйте, друзья:
что делать Донье Изабелле
и мужу верному ея?
(с)
|
</> |