In Flanders fields. Часть VI, заключительная. Зоннебеке-Пашендаль. Ипр.

Рядом с музеем стоит Зоннебекская церковь, полностью перестроенная после первой мировой (первая в Бельгии церковь в стиле модерн), старая церковь вместе со всей остальной деревней, полностью исчезла в стальных грозах. Фото ниже, окрестности Зоннебеке весной 1918 года.


Рядом с церковью находится вход в огромное британское подземное укрытие, располагавшееся в 1917-1918 годах под фундаментом старой церкви, вход туда к сожалению не доступен в настоящее время из-за работ по его укреплению. Само укрытие вмещало в себя бригадный штаб со всеми его службами.

Музей чрезвычайно интересен и интерактивен. Например дают понюхать как пахли различные отравляющие газы.

Померить каски.


На стенах висят очень наглядные графики (например отношение высот на местности с отмеченными позициями) и карты.


Кроме того присутствуют несколько залов где крутят отличное кино, например с наложением современной аэрофотосъемки на карты 17 года и наоборот.
Больше всего мне запомнилась модель (в натуральную величину) британского укрытия, построенного под церковью, особенно авторам удалось звуковое сопровождение, глухие удары канонады над головой, кашель, сопение, крики, звуки инструментов и приборов, действительно атмосфера передана очень и очень круто.
Жилая зона.

Мастерская

Стройка бокового ответвления

Передовой перевязочный пункт

Штабные и офицерские помещения


Сортир (звук пердежа присутствовал)))

В остальных залах было множество стендов со взрывающимся, колеще-режуще-раскалывающим и стреляющим (миномет на опознание)




На улице представлена инженерная экспозиция с образцово-показательными окопами и укрытиями (обратите внимание насколько пол поднят от дна окопа)


Попадаются и оригинальные экспонаты. Например типовой сборно-щитовой дом, подаренный американским красным крестом местным жителям, потерявшим в войну все. В таких домах вполне себе жили до 70-ых, внутри типичный отечественный дачный домик.

Вагонетка полевой железной дороги.

Бетонный трал которым тралили окрестные поля после войны в поисках неразорвавшихся боеприпасов.

Надо сказать, что сам музей и окрестности находятся сейчас в стадии реконструкции в ожидании юбилея в следующем году. Обещают например сделать несколько исторических пешеходных и веломаршрутов по вновь открываемым локациям.
После музея поехали наконец то в сам Ипр, тем более, что близилось время ужина. Город не произвел особого впечатления, он был почти полностью разрушен в 1914-1918 годах и восстановлен из руин по довоенным фото как раз, по иронии судьбы, к началу Второй Мировой.


Мы приехали как раз ко времени ежедневной торжественной церемонии в память о погибших в Менинских воротах (тех самых на которых указанны имена всех пропавших без вести в окрестных полях), к сожалению пробраться посмотреть поближе из-за толп народа не удалось.

В ста метрах от ворот вверх по улице находится широко известный в узких кругах военно-исторический книжный магазинчик, который держит мизантропичный англичанин по имени Стив, в магазине огромный выбор литературы по ПМВ, кроме того это место встреч многих авторов и исcледователей, если хотите книжку с автографом то вам туда)))

Время было позднее, темнело и мы поехали назад в Брюссель. Правда сначала остановились, чтобы я смог сделать запоминающееся фото с указателем.

Пока мы выбирались обратно на столбовую дорогу, совершено случайно приехали на крупнейшие британское военное кладбище в мире (Тайн Кот). Наверное это было лучшей эпитафией этому дню. Ряды могил уходящих за горизонт, под серым дождливым небом.
Это все что остается в итоге после Войны.

PS. Советы для тех кто хочет проехать по тем местам. Вся справочная информация отлично изложена вот тут , кроме того во всех музеях (кроме Холма 62) вам с радостью покажут и расскажут куда ехать дальше. Чаше крутить головой, и пользуйтесь викимапией, множество интересного скрыто под неприметными указателями и находится на не очевидных ответвлениях дорог (о множестве мест писать тут я не стал дабы не раздувать до бесконечности объем).
PSS. В следующие дни мы с Н. поехали по французскому побережью Канала (Кале-Дюнкерк), не делайте нашу ошибку не ездите туда. На обратном пути дорожный указатель подмигнул мне надписью "Аррас, Амьен, Сент-Кантен", но это уже планы на следующий год.
|
</> |