Имя
solodkyy — 12.11.2023Имя корабля часто отражает некое направление политики государства. Например, в царские времена линейные корабли Черноморского флота часто именовались с религиозным оттенком. «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов», «Иоанн Златоуст», «Св. Георгий Победоносец» и т.д. Кстати, Черноморский флот, как правило, был сильнее Балтийского. По понятной причине — захват Проливов и водружение креста на Св. Софию никто не отменял. Постоянная, не менявшаяся полтора века цель. Но не срослось, с мечтой о Проливах пришлось расстаться.
Привелегия выбирать имя для корабля принадлежала государю. Царю давли список имён и самодержец подчёркивал понравившееся. Помимо религиозных, всегда в тренде были имена исторические. «Гридень», «Рында», «Витязь», «Богатырь», «Олег», «Рюрик», «Варяг», «Аскольд». Нынешний «Аскольд», похоже, уже четвёртый. Судя по недавним событиям, карьера у него оказалась короче, чем у предшественников.
Парусно-винтовой фрегат «Аскольд» вступил в строй в 1857 году. Корабль оказался неудачным и через четыре года, в 1861 году был разобран на дрова. При этом паровая машина с него была снята и использована при постройке парусно-винтового корвета «Аскольд». Это корабль служил с 1864 по 1893 годы. Дальние плавания, практическая подготовка гардемаринов, географические исследования. Боевых эпизодов не было. Зато были кругосветные путешествия. По окончании войны с Турцией резко обострились отношения с Англией. Был замысел устроить крейсерскую войну на океанских просторах, опыт крейсера «Алабама» был у всех на виду. «Аскольд» планировали привлечь, но всё нормализовалось, улеглось, успокоилось и «Аскольд» мирно дослужил положенный кораблю срок.
Вероятно, нынешний «Аскольд» получил своё имя в честь крейсера «Аскольд», участвовавшего в русско-японской и Первой мировой войнах. Тот корабль был построен в Германии по российскому заказу. Обычная практика. сохраняющаяся до наших дней. Для достижения высокой скорости на крейсере была поставлена мощная силовая установка. Отсюда и пять труб — единственный пятитрубный крейсер российского флота, его характерный силуэт опознавался мгновенно. В юные годы я любил рисовать старые военные корабли. Частенько рисовал и «Аскольд». Примерно так, как на приведённой ниже картинке.
«Аскольду» повезло. Он не погиб в Порт-Артуре, после сражения в Жёлтом море ушёл от преследования. Был интернирован в Шанхае. После войны служил на Дальнем Востоке. В начале Первой мировой участвовал в охоте на крейсер «Эмден». Потом переход на Средиземное море, участие в Дарданелльской операции союзников. В конечном счёте крейсер включили в состав Северной флотилии. Союзные поставки дали толчок развитию северных окраин империи — появился город Мурманск, возникла необходимость в военном флоте для охраны конвоев. Уже тогда. Там подобралась та ещё компания из ветеранов русско-японской. Помимо «Аскольда» на север пришли «Варяг» и «Чесма»(бывший «Полтава»), выкупленные у японцев. Выкупили ещё «Пересвет», но он по дороге подорвался на минах и затонул в Средиземном море.
Этот нарождавшийся Северный флот просуществовал недолго. Революция, разложение армии и флота, корабли стояли без команды или с минимумом матросов. Механизмы выходили из строя, всё, что можно было украсть, было украдено. В общем, в 1922 году «Аскольд» был продан не слом в Германию. Где был построен, там его и разобрали. Да уж. «Как вы яхту назовёте.» Нынешний, наверное, тоже закончит свою карьеру на месте постройки. Только гораздо быстрее предшественников.
|
</> |