Император Тайсё: великая справедливость, только долго болела, часть первая
dpmmax — 11.10.2023Продолжим изучать истории душевных болезней сильных мира сего. И на очереди у нас Япония. Страна, закрытая для гайдзинов многие века, отчего может сложиться обманчивое впечатление, что все её императоры дружили с головой. Ан нет, кое-какие сведения добрались и до нас, даже в обход табу на хризантемы и прочие информационные препоны.
31 августа 1879 года все, кому положено знать, держали кулачки и поздравляли императора Мейдзи, изо всех сил стараясь не сглазить: третий сын родился, может, хоть он выживет. Так-то император старался изо всех сил: каждый вечер ронял перед избранной фрейлиной платочек — и вечером они уединялись в его покоях.
Ну а куда деваться: Итидзё Харуко, официальная кого, оказалась бесплодной, но это же не повод для развода. Вот и отдувались, так сказать, специально подобранные на императорском кастинге фрейлины. Матерью принца Ёсихито (так назвали мальчика) стала госпожа Наруко. Если учесть, что из 15 детей, появившихся после таких вот сигналов платочком, выжило только пятеро (и Ёсихито этот список выживальщиков открыл), можете понять всю тут тревогу и надежду, которыми было окружено его появление на свет.
А далее, если бы на будущего императора заполняли акт обследования в каком-нибудь из наших современных военкоматов, то вкратце ключевая часть анамнеза заболевания выглядела бы так: «в возрасте одного года перенёс менингит, рос болезненным ребёнком, отставал от сверстников в физическом и, в меньшей степени, психическом развитии». Тогда же, пока малыш болел, весь дворец возносил молитвы за его здоровье и жизнь — докторам прикасаться к божественной персоне воспрещалось от слова «совсем». Но ничего, отмолили.
До семи лет пацан рос у прадедушки, Накаямы Тадаясу: мол, у прадеда и не забалуешь особо, и вообще человек он мудрый, глядишь, мудростью-то и поделится. Прадед честно пытался, но постоянно сетовал — дескать, гуманитарий растёт... Но усилий не прекращал. Кроме того, следил, чтобы правнук закалял тело и, по возможности, дух.
О том, что мелкий Ёсихито часто хватал все инфекции и прочие болячки подряд, говорит ещё и тот факт, что кронпринцем и, соответственно, наследником его официально признали лишь в 1889 году, в десятилетнем возрасте — мол, ну теперь-то уж можно! Хотя кто знает — может, так положено. Заодно с титулом котайси присвоили мальчонке звание младшего лейтенанта японской армии и японского флота. Императорских, естественно.
Учёба принца продолжалась, и выяснилось, что дед был прав: точные науки вызывали у Ёсихито неслабую такую головную боль. И упорно не желали даваться. Так, на троечку с минусом. Зато те же языки — влёт. Парень прекрасно владел китайским; на французском свободно разговаривал с послами, поражая их учтивостью и скромностью. В 1899 году принца в армию забрали, почти на два года, как положено. Было сложно, да и здоровье пошаливало, но какой настоящий самурай боится трудностей! Ну а там и демобилизация подоспела, и батя велел жениться.
Невесту сыну выбирал лично венценосный отец. Мол, опыт у меня уже есть, а то ты тут сейчас навыбираешь. Вот посмотри, кого я тебе нашёл: Садако Кудзё, как говорят эти русские, прошу рюбить и жаровать.
Ёсихито был вежливым и послушным юношей, потому отцу перечить не стал. К тому же, Садако действительно была красавицей. Свадьбу сыграли 10 мая 1900 года, и молодожёны перебрались во дворец Акасака, где по желанию юного принца и его жены уже был проведён капитальный евроремонт — дворец был перестроен в стиле европейского барокко. А почти через год, 21 апреля 1901 года Садако порадовала мужа — родила ему мальчика, принца Хирохито.
Потом, в 1902 году, Ёсихито, как заведено у принцев, укатил в кругосветку — мир посмотреть, себя этому миру явить, впечатлений поднабраться... да и просто набраться в хорошей компании. Хотя забудьте, маленький он был и худенький, ему много и не надо было, да и нельзя. Может, потому и прошло путешествие спокойно и без эксцессов — во всяком случае, саблей по голове никто наследника престола не лупил.
Ёсихито очень рассчитывал, что, получив в 1903 году полковника, ещё лет хотя бы двадцать полковником и останется. Ну или там генералом, но никак не главнокомандующим. Батя рулит, принц ходит на заседания ихнего японского парламента — и тэнно хэйка банзай! Но увы. Поздно вечером 29 июля 1912 года организм Мэйдзи, истерзанный диабетом, нефритом и прочими недугами, намекнул, что дальше уж как-нибудь без него. Император скончался, лишь чуть не дотянув до шести десятков лет. Пришла пора Ёсихито занять трон.
О том, как сложилась его судьба далее и чем аукнулись ему последствия менингита, расскажу в следующий раз.
***
и в порядке саморекламы:
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.
P.P.S. Приходите в подписной чат «Спросить у психиатра» — и спрашивайте на психическое здоровье!
P.P.P.S. На моём же телеграм-ханале — самое свежее и много актуального из психиатрии. Ну и посмеяться тоже есть.
P.P.P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется новая книга. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.