
Имитаторы


Просто мне подумалось: если бы во всех вакансиях писали правду, то подобным образом выглядела бы каждая вторая. Потому что у нас не просто отдельные люди - целые большие организации самозабвенно занимаются имитацией. При этом многие имитаторы искренне верят, что делают нечто реальное и полезное.
На протяжении ряда лет я сидел в комиссии по защите выпускных работ. И каждый день - одна и та же история: на стол перед тобой ложится имитация. Имитация выпускной работы, созданная под имитацией научного руководства. Так называемый научный руководитель из года в год занимался тем, что ободрял студента, хвалил его, внимательно выслушивал на (немногочисленных) консультациях. Может, даже пробежал глазами по диагонали представленный текст. Всегда ставил высшие оценки и теперь готов отстаивать оценку "отлично" перед комиссией, не жалея сил.
Студент в результате имитировал написание работы. Взяв затертую до невозможности тему, за пару месяцев добросовестно скомпилировал информацию из десятка-другого статей и монографий, добавил для солидности источники и вуаля! - имитация в полсотни страниц готова. Конечно, студент неглуп и смутно понимает, что его текст - мягко говоря, не верх совершенства. Но, к счастью, на горизонте вовремя появляется рецензент, который пишет имитацию рецензии - слегка пожурив автора за пропущенную запятую на семнадцатой странице и неправильно оформленную сноску на тридцать пятой, рассыпается в похвалах. Имитация защиты состоялась.
При этом все стороны уверены, что именно так все и должно быть, что это и называется подготовкой и написанием выпускной работы. И молодая научная руководительница, которой совсем недавно именно так и руководил дряхлый профессор. И студентка, которая тоже не представляет себе, как оно может быть иначе - ведь ее "самая лучшая в мире научная руководительница" была всегда к ней добра, учила ее всему шутя и не докучала моралью строгой. И рецензент, который не хочет ни с кем конфликтовать и тем более тратить время на чтение чужой работы.
И все трое находятся в искреннем недоумении и негодовании, когда кто-нибудь из комиссии задает вопрос о том, какого черта выводы работы не бьются с целью, а среди использованных источников отсутствует несколько критически важных для понимания проблемы. В этот неловкий момент вся имитация грозит рухнуть, но научная руководительница в сопровождении лояльных членов комиссии бросается в бой. В жизни все не как в сказке, и тот, кто осмеливается указать на наготу короля, обычно бывает посрамлен...
Впрочем, есть ли смысл обращать внимание на такие мелочи, когда вся система высшего образования занимается имитацией развития - наращиванием показателей, необходимых для рейтингов?
|
</> |