Именные образки. История одной находки.

Недавно от одной престарелой далекой родственницы мне досталась небольшая икона святого Симеона Столпника. Прекрасная бумажная икона, напечатанная типографским способом на плотном картоне. На обратной стороне было напечатано краткое житие.

А в самом низу тыльной стороны был довольно интересный блок, который меня заинтересовал.
Выглядел он как небольшая анкета, которая начиналась текстом:
Дан образ сей у купели св. крещения в ... церкви села ... губ. ... уезда ...
Сначала можно было бы предположить, что данная именная икона давалась всем при крещении, но я довольно давно занимаюсь генеалогией и точно знаю, что такого не было. При крещении делалась только запись в метрической книге, и всё.
То есть данная памятная именная икона точно была чьей-то частной инициативой и не использовалась повсеместно.
Я начал искать еще такие иконы на просторах интернета и обнаружил их довольно много. Большинство из них продавалось на антикварных аукционах и имели единую структуру:
лицевая часть - цветное изображение святого;
тыльная часть - его краткое житие и блок с анкетными данными крещаемого
При этом попадались как заполненные тыльные стороны, так и нет:

Все их объединяет единый стиль и структура, а также отверстие
сверху.
На некоторых иконах (которые были не сильно повреждены) снизу
читается: «Хромолитография Е. И. Фесенко в
Одессе».
Поиски в интернете привели меня к открытию для себя очень известного "народного" издателя конца XIX - начала XX века, вот его краткая биография:
Ефим Иванович Фесенко родился в 1850 году в семье казака в Черниговской губернии. По материнской линии его род имел белорусские корни.
В 1869 году будущий издатель покидает родительский дом и отправляется пешком в Одессу, которая находилась примерно в 600 верстах от его родного города. Здесь молодой черниговский казак Ефим Иванович, сменив несколько профессий, устраивается в известную типографию Ф. П. Францова, где становится его помощником, а спустя более 10 лет организует собственное дело.
15 декабря 1883 года в Одессе появилась типография Е.И. Фесенко, любителя церковного пения и составителя путеводителя по афонским монастырям. С каждым годом типография расширяла ассортимент и увеличивала мощность. Художественные иконы, изданные в типографии, украшали храмы и жилища не только в России, но и в Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Палестине, Египте и других странах православного Востока.
При этом Е.И. Фесенко рассчитывал на распространение своих изданий преимущественно в православной среде, прежде всего простонародной.

В 1893 г. типография приступила к изданию «собственного каталога священных изображений, картин, листков и брошюр духовно-нравственного содержания».
Именно этот каталог за 1913 год мне и удалось обнаружить.

На странице 32 удалось обнаружить то, что я искал, — информацию про именные иконы и даже подробную структуру тыльной стороны иконы, которую мы уже видели ранее:

А на странице 19 можно прочитать фрагмент публикации из журнала «Церковные ведомости» за 1909 год, который проливает свет на историю создания этих образков:
Несколько лет назад Одесское Свято-Андреевское братство пришло к счастливой мысли о самом широком распространении именных иконных изображений св. угодников, наиболее чтимых в православном народе, с изложением на оборотной стороне иконки краткого жития святого и с надписанием там же имени, звания новокрещенного, где и когда крещение совершено (церковь, село, уезд и губерния).
Высокая цель и огромная духовная польза такого иконоиздательства ясны и бесспорны: новокрещенный получает от пастыря, возродившего его благодатию св. крещения, благословение на всю жизнь; родители, а затем и по возрастании, и сам новокрещенный, будут знать историю жизни и христианские добродетели небесного покровителя, имя которого носит каждый новый член Церкви.
Сделанная на иконе надпись о времени рождения облегчит приходскому клиру наведение метрических справок для военной повинности, для венчания и проч.
Превосходно осуществила эту достойную всякого внимания идею Одесского братства известная одесская же фирма печатного хромолитографного дела Е.И. Фесенко. Издательство это давно стяжало себе почетную известность, а ныне стоит вне конкуренции. Хромолитографированные на религиозные темы издания г. Фесенко исполнены не только образцово-технически, но и с богобоязненною добросовестностью и горячею любовью к своему делу, как и осуществлению одной из самых серьезнейших религиозно-просветительских задач Церкви.
Таким образом можно сделать вывод, что идея этих образков была придумана за несколько лет до 1909 года и реализована типографией Фесенко.
Незадолго до этого, в 1880-е годы, Ефим Иванович формулирует для
себя миссию «служить простому деревенскому народу» и превратить
свою фирму в «народное издательство».
За благословением он ездил к старцу Амвросию Оптинскому, который
сказал ему: «Вы не нуждаетесь в моем совете, но я Вам
скажу, что дело Ваше очень полезно для Вас и для всего
православного народа. Я могу пожелать успеха и Божией
помощи».
Продукция типографии пользовалась большим спросом и выпускалась тысячными тиражами. Издательство Фесенко стало известным во всей Российской империи. Его продукция была отмечена четырьмя медалями на международных выставках, в том числе получила первый приз на Всемирной выставке в Милане в 1897 году за представленные литографии.
Примечательно, что при советской власти типография была национализирована, но Е. Фесенко оставался ее бессменным директором.
В 1926 году он скончался. Его супруга Вера Феодосьевна, которая активно участвовала в деятельности мужа, скончалась в 1931 году. Они похоронены на кладбище в Одессе.
_______________________
Вот такая любопытная история, которая познакомила нас с увлекательной частной инициативой и неординарным издателем начала XX века.
Мне кажется, это замечательная идея, которая и сегодня была бы востребована. Такой подарок при крещении стал бы прекрасным способом сохранить память об этом событии.
_______________________
При написании настоящей статьи были использован материал статьи Ю.А. Лабынцева, Л.Л. Щавинской «Е.И. Фесенко – один из крупнейших издателей народной православной печатной продукции XIX–XX вв.» из журнала «Славянский мир в третьем тысячелетии», Том 12 (2017).
Копирование и иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
|
</> |