Имени Гнесиных


Во главе большой семьи Гнесиных, где было 12 детей, стояли Фабиан Осипович, человек образованный, горячо любящий музыку, и Белла Исаевна, яркая певица, ученица С. Монюшко.
Старшие сестры Гнесины получили начальное музыкальное образование в Ростове-на-Дону, после чего продолжили обучение в Московской консерватории, которую Евгения окончила в 1889 году, а Елена – в 1893 году по классу фортепиано.
В период обучения в консерватории сёстры Гнесины имели возможность общаться с выдающимися музыкантами того времени: С. Рахманиновым, А. Скрябиным, Ф. Бузони, В. Сафоновым. И во время учёбы, и после её окончания сёстры активно организовывали музыкальные вечера, на которых исполнялась камерная музыка и обсуждались новые литературные и музыкальные произведения.
В XIX веке российская система музыкального образования была платной и носила частный характер обучения. Дети получали музыкальное образование в домашних условиях. Взрослые могли обучаться в "музыкальных школах" и "музыкально-драматических курсах", но программы обучения были весьма разнообразны и не имели единого государственного стандарта.

Идея создания музыкального училища нашла поддержку у В. Сафонова, директора Московской консерватории и учителя Евгении и Елены Гнесиных. Этот выдающийся пианист, обладая даром педагогического вдохновения, побуждал многих своих учеников к преподавательской деятельности.
Влияние В. Сафонова на сестер Гнесиных было весьма существенным не только в развитии их исполнительского мастерства, но и в общем культурном становлении, а также в выработке некоторых методических принципов, которые впоследствии стали основой их педагогической деятельности.
Пророческими оказались и слова профессора консерватории, талантливого музыкального критика, друга Н. Рубинштейна и П. Чайковского, Н. Кашкина: «Смело беритесь за дело и организовывайте школу, это очень подходит вашей дружной семье, имеющей такое исключительно удачное сочетание музыкально всесторонне образованных и одаренных личностей. Сперва у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем – 100!».
И действительно, сегодня по всему миру работают многочисленные ученики Гнесиных, продолжая великое дело, начатое талантливыми и полными энтузиазма сестрами.
Три старшие сестры Гнесины внесли весомый вклад в развитие музыкального образования, создав музыкальную школу для детей и заложив основы трехступенчатой системы образования "школа-училище-вуз".

В 1919 году сестры Гнесины передали
свои учебные заведения молодой
советской республике, что позволило
сделать образование доступным и
бесплатным. В 1920 году школа была
разделена на детскую школу и
техникум. Евгения Гнесина разработала
общероссийскую программу для
детских музыкальных школ, которая
получила одобрение наркоман
просвещения. Позже был основан
Институт Гнесиных, ставший высшим
учебным заведением в области
музыки.

Строительство современного здания
Академии было начато в 1937 году,
однако прервано военными
действиями. Основная часть комплекса была завершена и открыта для посещения в 1946 году. В последующие годы, а именно в 1950-м и 1958 годах, учебный корпус был расширен за счет пристройки концертного зала.
В 2011 году приказом Министра
культуры Российской Федерации
Государственный музыкальный
колледж имени Гнесиных был
реорганизован и включен в состав
Академии в качестве структурного
подразделения «Колледж имени
Гнесиных». Располагаясь в
непосредственной близости друг от
друга, Академия и Колледж образуют
единое учебное заведение.
На сегодняшний день Российская
академия музыки имени Гнесиных
является одним из двух ведущих
высших учебных заведений Российской
Федерации в сфере музыкального
образования, наряду с Московской консерваторией.
Среди выпускников Академии -
выдающиеся деятели культуры и
искусства, такие как Микаэль
Таривердиев, Валентина Толкунова,
Давид Тухманов, Арам Хачатурян,Тихон Хренников и другие…
|
</> |