Im Westen nichts Neues

Так и назван: «немецкий антивоенный фильм». Ну да, война показана во всей своей бессмысленности и беспощадности: от энтузиазма новобранцев, до бесславного конца, до которого мало кто дожил. Я только не понимаю, как они поднимали солдат в атаку, т.к. никакой мотивации, ненависти к противнику не видно вообще. Не видно мотора войны, все движутся как под гипнозом. Но без гипнотизеров. Командующие предстали эдакими гедонистами-кровопийцами. Если они что и делают, то выпивают, закусывают и отдают приказы. И это сразу после того, как режиссер показывал раскуроченные окопы, солдат с огнеметами и оторванные конечности.
Вот бывают битвы экстрасенсов, а это битва рекламистов. Только одни рекламируют войну, а другие рекламисты антивоенные. Результат их совместной деятельности мы видим, только (возможно пока) не в таких подробностях, как на экране. Что-то видимо упущено. Пока они дерутся между собой, валгалла никогда не будет голодной.
И вот тут интересно. А настоящие, художественные произведения о войне? Скажем «В окопах Сталинграда» или даже «По ком звонит колокол». Там ведь нет пафоса, но и цель войны ясна (в отличие от «Западного фронта»), а война все-таки все та же. Кровь, смерть, да и бессмысленности хватает. Но это не читается как рекламный ролик, это не за войну или против. Может они и показывают это «упущенное»? Жизнь в других условиях, навязанной рамке, в неизбежности. Нет врага – но есть работа войны. Нет победы, но есть непреодолимое желание сделать для нее хоть что-то, часто абсурдное (как в «Дожить до рассвета»).
И что уж такое должно произойти с человечеством, чтобы оно начало жить со смыслом?.. И будет ли это тогда человечество? Про что тогда некрасовы будут писать свои романы?
|
</> |