Illa toga alba
anairos — 30.12.2021Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!
Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
«Эффект Даннинга-Крюгера» – не единственное рекурсивное заклинание нашего времени. Есть и другие – такие же обвинения, употребляющий которые больше говорит о себе, чем о том, кого обвиняет.
Одно из них на просторах рунета может, пожалуй, потягаться с эффектом в популярности.
Я говорю о выражении «белое пальто».
Кстати, у меня есть вопрос к уважаемым собеседникам. По моему опыту, у этого выражения очень заметная гендерная окраска. Почти все, кто его использует – женщины, мужчины предпочитают переходить на личности как-то иначе. Это просто моё субъективное впечатление, или вы тоже замечали нечто подобное?
Я вообще не очень понимаю, как и почему «белое пальто» появилось на свет. Есть ведь давнее, с глубокой историей, слово «фарисейство». Оно значит ровно то же самое – человек, обладающий некими добродетелями, демонстративно осуждает и принижает тех, кто такими добродетелями не наделён.
Иногда добродетель состоит всего лишь в том, что фарисей никогда не совершал какого-то предосудительного поступка. Тогда под огонь попадают люди, такой поступок совершившие, неважно, зачем, почему и при каких обстоятельствах.
Но, наверное, у «фарисейства» какое-то другое, не вполне подходящее для сетевой полемики, эмоциональное наполнение. Или просто так мало людей знает, кто такие фарисеи.
Суть, однако, в том, что любой, кто обвиняет ближнего в «белом пальто», собирает угли на собственную голову. Превозношение над другими своей добродетелью кажется ему предосудительным поступком, которого уж он-то сам никогда не совершает. А те, кто повинен в таком грехе, несомненно, заслуживают самого ядовитого принижения.
Фраза «я-то, в отличие от вас, не красуюсь перед людьми в белом пальто» – а я её слышал не раз и не два в самых разных контекстах – настолько восхитительный пример странной петли, что её можно отлить в граните и поместить в палату мер и весов.
Воистину, нет гордеца хуже, чем тот, кто гордится собственным смирением.
|
</> |