Иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля в музее


Заказчиком иконостаса был настоятель обители архимандрит Павел (1663–1671), ставший в 1678 году первым митрополитом Сибири.

Он включал в себя четыре ряда – праотеческий, пророческий, деисусный и праздничный. Местный ряд написали позднее.

Суздальский иконостас стал результатом творчества московских и поволжских художников, которым удалось создать первоклассный по своему уровню комплекс, где гармонично уживаются как столичные художественные тенденции того времени, так и явные признаки поволжской живописной культуры.

Практика совместной работы мастеров из разных художественных центров над общими заказами, исходившими как от царского двора, так и от церковных иерархов и крупных монастырей, была общепринятой на протяжении царствования первых Романовых.

Художники суздальского иконостаса исполнили образы удивительной психологической и пластической выразительности. И комплекс иконостаса в целом, и каждое отдельное его произведение отличаются изысканным колористическим решением.

В 1946 году, когда в монастыре, бывшем в советское время сначала тюрьмой, а затем лагерем для военнопленных, разместилась колония для беспризорных детей, иконостас был разобран и передан в Суздальский музей.

К тому времени иконы пришли в катастрофическое состояние. Директор Суздальского музея А.Д. Варганов, в 1954 году принял решение передать иконы в созданный в Москве Музей имени Андрея Рублева.

Он инициировал передачу комплекса, так как понимал, что, если иконы останутся в Суздале, они неминуемо погибнут.

К моменту поступления в музей имени Андрея Рублева комплекс икон из Спасо-Евфимиева монастыря находился в аварийном состоянии.

Иконы были все в плесени, с хрупким грунтом, многие из них из-за угрозы осыпей могли храниться только на столах, горизонтально.

На протяжении многих лет велись фундаментальные работы по консервации и реставрации икон, позволившие спасти уникальный ансамбль от дальнейшего разрушения.

Значительная часть произведений была раскрыта от позднейших записей, и эта работа, учитывая большой объем комплекса, продолжается и в настоящее время.

Одновременно проводилось углубленное научное исследование живописи и окладов икон иконостаса, в котором принимали участие не только сотрудники музея, но и специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Сейчас комплекс XVII века находится в специально выделенном для него зале постоянной экспозиции музея и доступен каждому посетителю.

Можно познакомиться с этими уникальными образами и по достоинству оценить мастерство иконописцев и мастеров серебряных дел, создавших один из лучших художественных ансамблей своего времени.

Комплекс икон из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля в музее имени Андрея Рублева - один из наиболее значимых и ценных памятников в его собрании.

Видео:
|
</> |