Икона Распятие
zhivopis_vl — 24.03.2023«Распятие» (также «Распятие с предстоящими») — икона, созданная иконописцем Дионисием около 1500 года для праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря; в настоящее время находится в собрании Третьяковской галереи (инв. 29554). Является одной из немногих икон, уверенно атрибутируемых Дионисию. Каменный Троицкий собор монастыря был построен в 1505—1516 годах Василием III, то есть позже создания иконостаса. Вероятней всего, иконостас создавался ещё для старого, деревянного, собора, либо с расчётом на установку в только проектируемом каменном соборе. После закрытия монастыря в 1924 году Троицкий собор был разрушен, иконы переданы в различные музеи. «Распятие» поступило первоначально в Грязовецкий музей, а в 1924 году — в Вологодский. В 1929—1930 годах икона экспонировалась на выставке древнерусского искусства, проходившей в Берлине, Кёльне, Гамбурге, Франкфурте и Лондоне. В 1932 году поступила в Государственную Третьяковскую галерею.
Икона написана на доске вертикального формата с золотым фоном и полями, верхнее поле с красной опушью (линией контрастного цвета, обрамлявшей внешний край поля) сохранилось частично. На ней изображён чёрный семиконечный крест, воздвигнутый на Голгофе, с распятым телом Христа. Под крестом видно раскрытую пещеру с прахом Адама. На заднем плане представлены белые стены Иерусалима. У подножия креста изображены предстоящие. Слева от креста стоит Богоматерь, устремившая взор на мёртвого сына. Её поддерживают три Марии — Мария Магдалина, Клеопова и Иаковлева. Справа от распятия с прижатой к груди рукой и поникшей головой стоит апостол Иоанн. Контуры фигуры апостола ритмически согласованы с контурами группы женщин. За Иоанном, несколько откинувшись назад, стоит римский воин в доспехах (Лонгин Сотник). Его фигура, в движении, направленном против движения фигуры Иоанна, создаёт своеобразную паузу, цезуру, характерную для работ Дионисия — так, подобный приём неоднократно применяется им во фресках Ферапонтова монастыря. Лонгин изображён без нимба, так как момент, когда он уверовал во Христа, ещё не настал. Сам образ Лонгина имеет сходство с Лонгином с иконы Благовещенского собора, написанной Прохором с Городца.
Над предстоящими парят плачущие ангелы и две фигуры, символизирующие уход Старой церкви — Синагоги и приход церкви Нового завета Экклесии. За ними следуют два ангела: изгоняющий Синагогу и ведущий Экклесию к Христу.
На верхней перекладине креста красными буквами выполнена надпись: Ц[А]РЬ СЛАВЫ.
Как икона праздничного чина, «Распятие» символизирует не только ужас, страх и смерть, но и победу над ними, предчувствие грядущего Воскресения и, вместе с ним, искупления грехов человечества. Фигура распятого Христа возвышается надо всеми, его голова поникла, но на лице не заметны следы перенесённых мучений. Вытянутая по вертикали центральная фигура организует движение вверх всей композиции, знаменуя переход из земной сферы (нижнего, дольнего мира) в сферу небесную. Это вертикальное движение, ощущение парения вместо провисания на кресте, достигается также слегка увеличенной нижней частью тела и изгибом рук, подобным волне.
Лица персонажей, а также тело Христа выполнены светлой охрой, наложенной мелкими сплавленными мазками. Одежды написаны гармонично сочетающимися холодными светлыми красками — жёлтой, лиловой, коричневой и зелёной, двумя оттенками киновари. Весь живописный строй иконы с необычно высветленным колоритом утверждает скорую смену дней скорби радостью Воскресения.