Икар педальный
vikond65 — 23.08.2022Ровно 45 лет назад, 23 августа 1977 года, американцу Брайану Аллену удалось заработать премию в 50 тысяч фунтов стерлингов, учрежденную английским бизнесменом Генри Кремером для того, кто сможет пролететь не менее одной мили (1609 метров) по маршруту в форме восьмерки на самолете с мускульным приводом. Полет должен был осуществляться на высоте не менее трех метров, чтобы исключить влияние "воздушной подушки".
Таким образом мускулолет под управлением Аллена впервые в истории совершил достаточно долгий, устойчивый и управляемый полет. О подобных полетах люди мечтали и сочиняли легенды еще в античности, достаточно вспомнить миф о Дедале и Икаре, однако им раньше удалось высадиться на Луну, чем дать человеку возможность летать, опираясь только на собственные силы.
Все дело в том, что человек в качестве двигателя слишком слаб. Мощность даже тренированного спортсмена, которую он может развивать в течение нескольких минут, составляет всего лишь примерно четверть лошадиной силы. Соответственно, если принять его массу за 70-80 кг, мы получим удельную мощность "человекомотора" - почти 300 кг на лошадиную силу. Даже у самых примитивных паровых машин, не говоря уж про двигатели внутреннего сгорания, удельная мощность во много раз выше.
Именно поэтому создание мускулолетов оказалось чрезвычайно сложной задачей, которую удалось решить только благодаря появлению синтетических материалов и легких сплавов, позволивших делать конструкции высокой прочности при исключительно малом весе. Аэроплан "Госсамер Кондор", о котором идет речь, несмотря на внушительные размеры (размах крыла - более 29 метров, как у тяжелого четырехмоторного бомбардировщика "Илья Муромец"), весит всего-навсего 31 килограмм!
Если бы его делали по "традиционной" деревянной технологии, то он получился бы гораздо увесистее и вряд ли смог бы оторваться от земли. Все предыдущие мускулолеты требовали для взлета предварительного разгона с помощью лебедки или катапульты и могли совершать лишь короткие полеты по прямой протяженностью менее километра, после чего их "мотор" выдыхался.
А "Госсамер Кондор" взлетел самостоятельно и, как уже говорилось, пролетел более мили по сложному маршруту. Таким образом, его разработчики - американсские инженеры Пол Маккриди и Питер Лиссман доказали, что их аппарат является первым в мире полноценно маневрирующим мускулолетом. Правда, пилот "Кондора" Брайан Аллен бвл профессиональным велогонщиком с великолепно прокачанными ножными мышцами, а обычному человеку было бы не под силу совершить аналогичный полет.
В общем, из-за особенностей нашего организма мускулолеты, судя по всему, никогда найдут практического применения, разве что, в качестве спортивных снарядов. Ничего не поделаешь, придется нам и впредь следовать завету отца русской авиации Н.Е. Жуковского: "Человек будет летать, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума".
На заставке - "Госсамер Кондор" в рекордном полете.
Первый мускулолет Маккриди и Лиссмана, сделанный в начале 1970-х годов, выглядел еще более субтильно, чем "Кондор" и не имел кабины.
Чертеж "Кондора". Аппарат сделан по аэродинамической схеме "утка". Его каркас собран из дюралевых труб с толщиной стенок 0,4-0,9 мм и обтянут ультратонкой, почти невесомой полиэфирной пленкой толщиной всего 13-25 микрон. Жесткость конструкции обеспечивают многочисленные стальные расчалки из рояльной проволоки диаметром 0,5 мм.
Кабина "Кондора" одновременно играет роль вертикального оперения. Низкооборотный толкающий винт диаметром 3,2 метра для облегчения выполнен наборным.
Через два года после "Кондора" Лиссман и Маккриди построили усовершенствованный мускулолет с каркасом из углепластика и стреловидным крылом "Госсамер Альбатрос", на котором Брайан Аллен смог перелететь через Ла-Манш. Но это уже другая история.
|
</> |