
Игры sh-it-пионов (2021)


В начале титры нам пафосно сообщают, что в 1960 г. СССР и США поигрывали ядерными мускулами, угрожая человечеству, которого не прикалывало смотреть, как они вдвоем дерагаются, угрожая кончить его концом. Итак, заглавная сцена. Крупный план на демонический памятник Ленину под музыку из домашней аудиотеки Дарта Вейдера. На фоне Хрущев зачитывает свою знаменитую речь капиталистам о том, что "мы вас закопаем" (в оригинале - похороним). Камера переходит с лица Хрущева на аплодирующие радостные массы, в том числе одухотворенное социалистическим экстерминатусом лицо Пеньковского.

Кстати, для справочки - фраза была сказана капиталистам на приеме в польском посольстве. Но что-то тут мы видим некий огромный зал с чиновниками и военными - и год не 1956, а 1960-й. Один в один "Шпионский мост", он тоже с массовой сцены жестокости из Цитадели Зла начинался. Так что уже с самого начала нам становится понятно, насколько точным и документальным будет сюжет фильма.

Посидев немного над секретными документами, по которым снят этот фильм (а по каким еще, информация ведь до сих пор в основном засекречена), Пеньковский решился. И он выходит на наблюдение к американскому посольству. Которое охраняют, что интересно, не сами американцы, а русские кгбшники с оружием.

А вот так в Москве 1960-х, по версии фильма, выглядели газетные ларьки.

Товаристч, читай газету КАРАYTH! Таджикские хлопкоробы хотят, чтобы их печать читали в столице их родины!

Возможно, вам кажется, что Москва какая-то мрачноватая. Не переживайте, это подделка под нуарные фильмы с помощью светофильтра - за границей тут то же самое. Сама Москва вроде бы и похожа на себя, а вроде бы и нет. На середине я понял, в чем дело - типовые здания и старинную архитектуру вместе с реквизитом явно снимали, как и "Шпионский мост", в Чехии. Некоторые кадры даже сделаны в тех же местах, что и "Номер 44". Даже оператор как будто тот же самый. Получилось как получилось - справедливости ради, лучше, чем обычно.

Начало очень похоже на "Шпионский мост". Тоже безмолвные напряжения с сааааааспенссооооом, где сначала ничего не понятно. Но вот Пеньковский приходит домой и ласково поздравляет свою дочку, которую приняли в октябрята. Поздравляет на чистом русском языке. Да, я поздравляю, в кои-то веки западники поняли, как тупо звучит ломаная русская речь в их исполнении - или когда все русские говорят по-английски вместе с иностранцами. Так что тут все русские говорят по-русски с субтитрами, да и играют русских почти сплошь отечественные актеры. Ну как сплошь... Жена Пеньковского, например - Мария Миронова, которая играла с эмоциями подушки.

А сам Олег Владимирович - это... грузин из Вены Мераб Нинидзе, который часто снимается на Западе во всякой клюкве - ибо актер хороший и русский знает великолепно. И вот Мераб Пеньковский достает из тайника в столе свои тайные записи - ну вы знаете, эти тайные журнальчики не для чужих глаз, которые все когда-то прятали в столе... Кстати, реквизит типичного советского сотрудника ГРУ тоже подобран хорошо - Lenin, vodka,

Ночью Пеньковский, не привлекая лишнего внимания, увязался за парочкой американских туристов, которые просто так, безо всякого сопровождения и тургруппы, спокойно ходят по Москве в театр. А, ну и где тут Гулаг и Мордор? Шах и мат, антикоммунисты!

Он стрельнул у них сигаретку и попросил заодно сделать передачку - тут недалеко, в американское посольство, небольшое письмо передать. И исчез в ночи, аки тень отца Гамлета. Американцы в ахуе, но если один так и завис старым Пентиумом, то второй без раздумий пошел в посольство и тут же отдал письмо. Все почти как было в жизни. Итак, с этого и начинается собственно фильм как таковой - на фоне возникает надпись The Courier. "Игры шпионов!" - пафосно говорит закадровый надмозг. Сразу понятно, что фильм будет веселый.
Малява дошла окольными путями аж в Лондон. Здесь всякие неинтересные второстепенные персонажи, английские чекисты из МИ6, понимают, что к ним на связь вышла крупная рыба - полковник ГРУ, который так хочет работать на Западе, что не поленился составить резюме и прислать фотографии. Может быть, даже портфолио сделал - короче, так разведчики и работают.

Гениальнейшие британские разведчики понимают, что просто так, не привлекая внимания, к нему не подобраться - нужен человек не из посольства. Так как резервных агентов у них явно нет, они решают привлечь первого попавшегося человека. Это британец Гревилл Винн. Простой британский коммерсант, который зарабатывает на жизнь тем, что льстит коммерсантам, заключая контракты, мечтает дожить до пенсии и рад, что сын не собирается в колледж и не нужно на него тратиться. Типичный угнетенный middle-class - оскал капитализма как он есть, товаристч. В первой же сцене, где он появляется, он показывает свой ум, хитрость и изворотливость - точь-в-точь как Уильям Донован в "Шпионском мосте", ну кааааак интереееесно! И вот он приходит домой, жалуется супруге на жизнь, но! Тут происходит звонок - звонит старый приятель из Департамента торговли, который предлагает небольшую работу за границей по совместительству...

Винн выбран потому, что он уже работал за железным занавесом - в Венгрии и Чехословакии. Сначала Винн зассал и пытался отбояриться, но его уговорили, что это на благо родины и совсем не больно... то есть, не опасно. Если бы потребовался человек на опасную миссию, они бы не взяли такого лоха, любителя выпивки, который отжаться не может. Всего-то надо передать кое-какие секреты, приключений на двадцать минут, зашел и вышел. Подробности даже знать не надо

Гревилл решается. Приходит домой, выпивает виски побольше для храбрости, чтоб не сбежать, и говорит супруге, что едет в

Подтверждая, что нет более безопасного места, чем СССР, сюжет показывает нам сцену в Москве. Тут на каком-то непонятном заводе проходит производственная летучка работников ГРУ. Сегодня товарищеский суд. Будут показательно расстреливать врага народа.

Товарищ чекист Кирилл Пирогов с фирменной интеллигентностью, с которой он еще в "Сестрах" ментов убивал, говорит, что ему неудобно, но так надо - во имя показательного примера врагам нашего социалистического отечества. Короче, "а может не надо?" "Надо, товарищ Попов, надо".

Кара советской власти неотвратима! Ин Совьет Раша шпионов расстреливают показательно для воспитательного эффекта перед коллегами. Скажите спасибо, что на Красной площади на кол перестали сажать!

И вот Винн приезжает в Советскую Москву. На дворе, как это водится, ZIMA. Ну точь-в-точь как в "Шпионском мосте", где в Америке лето, а в ГДР зима. Летает мелкий снег, холодно, пасмурно, но никаких сугробов в кадре нет. Такая погода в Москве будет абсолютно все действие - все три года подряд, без перерыва на весну и лето, которые в Мордоре не существуют. Их отменил Великим Усом Генералиссимус Стаулон!!!

Ин Совьет Раша аэропорт охраняет karaul с Kalashnikoff!

Больше karaul, comrad, i'm need more KARAUL, absolutely!

Да, глаза вас не обманывают, в отличие от буржуазной клеветы - в Советской России нет таможни! Вместо нее - целые роты солдат-пограничников в походном снаряжении.

Иностранца приветствует доброе и приветливое лицо родины социализма.

Прогулка по Москве на такси с обязательным видом на Кремль и Покровский собор. Кстати, неправду говорят, что фильм построен на стереотипах. Гнусная ложь. Если бы так было, за кадром играл бы сейчас тот же зловещий марш из домашней библиотеки Дарта Вейдера. Ну или какая-нибудь клюквенная мрачная музыка - Интернационал, Калинка, Полюшко-поле, на худой конец, Очи черные. Но тут авторы превзошли сами себя. В Москве постоянно играет приятная и мелодичная музыка, очень похожая на "Сопки Маньчжурии".

Гревилл остановился в одной из самых популярных гостиниц Москвы - отеле "Виталий".

По дороге Гревилл также ссыт от каждого шороха, что и раньше, украдкой посматривает на таксиста, на вахтеров, чуть ли не себе в ширинку - мало ли где притаились страшные агенты КГБ... Бабушка-вахтер WITH SAMOVAR следит за тобой, kapitalist!

Не боись, бритиш - в Советской России бабок на входе даже КГБ боится!
Первый променад по Москве под вездесущим ликом Отца-Основателя державы. Гуляет Гринвейл на специально смоделированной на зеленке Фрунзенской набережной, где на фоне ДОМИНИРУЕТ Министерство обороны. Министерство обороны РФ. Да, модель сделали с современного здания, не удосужившись подумать, почему на советском министерстве гербы с двуглавым орлом.

Что делать, если вы снимаете в Чехии, где лень замазывать графикой неаутентичную вывеску? Очень просто, tovaristch! Вешай LOZUNGS! Ин Совьет Раша LOZUNGS EWERYWHERE!

Короче, Винн излагает советским торговым представителям свои планы на будущее. Те слушают с большим вниманием на фоне вездесущих ликов Ильича. Их тут много, но слава богу, в правильных местах.


Узнав связного по конспиративному

На радостях Олег пригласил иностранца


Я так понимаю, это легендарный Bolshoi Teatre, пусть и совершенно не похож. Но ведь его посетил лично товарищ Хрущев, который с балкона машет, как другу, Пеньковскому - вот насколько демократичен наш вождь и вот насколько крут полковник ГРУ! Прям Штирлиц, которому сам Борман воду подносил!

Короче, после томного свидания Пеньковский увлекает британца в тьму ночных переулков и признается ему

Все радуются, танцуют под джаз, бухают виски и кричат NAZDOROVIE и KCHORTU! В отель все возвращаются, радостно распевая "Катюшу"!

Оператор фильма кагбэ говорит - я умею не только ставить серый фильтр, но и показывать ИСКУССТВО!

Тут-то, когда все уснули, Олег быстро встречается в отдаленной комнате со своим партнером, они вместе спешно закрываются, снимают одежду, бросаются на крова... Так, стоп-стоп-стоп... Это другой жанр. Тут Гревилл просто отвел своего шалуна Алекса на прием к английским разведчикам, которые стали записывать его интервью. Алекс тут же пообещал большим господам великие секреты - взятые из журнала "Военная мысль". И это всего лишь за возможность эмигрировать вместе с семьей! Причем он - бескорыстный человек. Он работает на благо мира. Злой Хрущев блефует, обманывая Запад, будто у него много ядерного оружия. Это-де параноик и маньяк, который может уничтожить мир. И в конце благородный предатель просит только одного - оставить с ним для связи талантливого любителя Гринвелла. У них с ним такая успешная связь, что Олег берется обучить его своим тонкостям и сделать настоящим профессионалом, маленьким гигантом большого шпионажа.

Сначала Винн ныл, но его ТОЧЬ-В-ТОЧЬ как в этом трижды долбанном "Шпионском мосте" переубедили, напомнив про угрозу ядерной войны! Ой-ой-ой, представь, как твоя семья дохнет под ядерным взрывом, правда, Пеньковский нам говорил, что у СССР тупо нет столько зарядов, так что мы тебе свистим, но не суть... Короче, один в один, только Спилберг всунул для этого сопливую сцену разговора с сынком (Спилберг любит любоваться на маленьких резвых мальчиков), а тут тупо диалоговую сцену вставили. Как итог - Винн сломался. Теперь Олег приезжает к нему в гости с подарками: детям мороженое, бабе цветы. Ну, почти - бабе VODKA (лучший подарок ин Совьет Раша!), а сыну Винна - игрушечную ракету. Наверняка в "Детском мире" брал!

За ужином он болтает о своей красивой Rодине, а после ужина обещает своему дружку, что - нас не догонят! Нас не поймают! Я это знаю! Я гарантирую это! Он будет всего лишь курьером, который кое-что будет передавать. А если даже и поймают - то что с того, пара лет и его обменяют на какого-нибудь русского шпиона.

Алекс запугивает его, что он должен быть подготовлен: "Любой, кого вы встретите, может быть из КГБ. В любой комнате могут быть жучки". Шофер, вахтер, прислуга, пацан с рогаткой, подозрительно смотрящий голубь - все под подозрением! Гревилл ради стойкости даже начинает отжиматься, чтобы быть подготовленным. А Алекс на фоне объяснений тырит секретные документы из архива... Эм... Я не знаю, что это за богатая, украшенная кафелем храмина, по которой толпами ходят военные. Подразумевается, что это те места, откуда крал данные Пеньковский - спецбиблиотека ГРУ или библиотека ГРАУ Генштаба.

Ну что сказать, наверно, для кого-то это очень похоже на советский военный архив...

Чтобы отвести подозрения, Олег как бы завербовал Винна и теперь регулярно катает его на своей скромной служебной Чайке ГАЗ-12.

Катает в аэропорт, где по-прежнему пограничники-солдатики массово вскрывают багаж.

И пропускает его без досмотра по служебному удостоверению перед офицерами ПВ КГБ, которые на службе с наградными планками.

В Советской России гордое знамя USSR стоит даже в аэропорту, а самолеты заправляет военный ЗиЛ-161 (производство с 1966 г.) of Krasnaya Armия with RED ZVEZDA!

Кстати, летают в фильме самолеты не Аэрофлота, а... ДОБРОФЛОТА. Верно, а то Аэрофлот обидится и засудит за свой коммунистический brand.


Даже Винна прет от быстрого темпа доселе нудного шпионского фильма. Его рвет прямо на сценарий в туалете аэропорта, он истерит перед семьей на отдыхе - короче, раскрывает себя как сложного, неоднозначного персонажа...

Винн уже и сам понимает, что зарвался и пытается разговорить Алекса - мол, мой близкий друг, мне с тобой очень хорошо, но я не могу так долго продолжать наши отношения. Эта скрытность, тайная жизнь, явки - я не могу это больше скрывать от своей семьи, у меня жена, дети

"Буду выращивать кроликов в Монтане"... (с полковник Бородин)
Да, серьезно, в Монтану! Точь-в-точь как в "Охоте за "Красным Октябрем"" холодной войны! Почему все эти грёбаные антисоветчики мечтают сбежать в эту клятую Монтану? А вот Пеньковский поясняэ: "Я видел прекрасные фотографии, там красотища. Напоминает мою родную деревню. Может, я ковбоем стану?". Обратите внимание - полминуты назад этот педик свистел, что в деревне у него ад, а теперь он ее уже любит. По-моему, даже сценаристам было лень отмазывать это ничтожество.
Тем временем где-то в Лондоне некий безымянный стукач, про которого ничего не скажут, сливает КГБ инфу, что у них явно завелся крот. И это начало подозрений против Пеньковского... Он сам в это время сидит на заседании... чего-то важного. Настолько важного, что тут лично Хрущев опять выступает с требованием превратить Кубу в плацдарм наступления против капитализма! Несчастный Никита Сергеевич тут вообще натуральный демон хаоса во плоти - странно, что ботинком не крушит стены в стиле Халка.

Действие окончательно буксует. Пеньковский тырит доки. Винн ссыт, что к нему в номер явно заходил КГБ. Капиталисты базарят в своих шпионских логовах. Кирилл Пирогов, который тут под оперативным псевдонимом "товарищ Грибанов", приходит к Пеньковскому, дарит сигареты (Штирлиц знал, что запоминается только хорошее) и тонко и осторожно спрашивает его, не заметил ли он что-то подозрительное за британцем - его на всякий случай проверяют. Да, Кирилл Пирогов не умеет играть чекистов. Я уже его как-то видел в английском сериале - "МакМафия". Там все было еще глупее - он изображал высокопоставленного офицера некого "Федерального разведывательного агентства" РФ - этакой ФСБ и СВР в одном флаконе, которую изображала то некая высотка, то верхушка здания Правительства.

Ладно, не суть. Итак, и Винн, и Пеньковский типа как прошли проверку. Но от греха подальше решено Гревилла отозвать, а Пеньковского вытащить через американское посольство. Однако не успели - Олег как-то побледнел, насколько это может сделать его грузинская кожа, и упал в обморок - оказывается, чем-то отравился. Ой, не простые сигаретки ему подарил Пирогов-Грибанов. Говорил, что контрабанда, что на Западе такие курят, ну да...


Его навещают в больнице жена и дочь. Жена трогательно признается мужу, что беременна. Как мило и трогательно, а главное, очень оригинально. Ах да, обычную форму московской медсестры тоже можете заценить.

Если вы достаточно утомились просмотром, как я, то не поймете, что это нам намекают на то, что наш герой под колпаком. Но он это отлично понимает. Ему уже отказывают в выезде за рубеж под всякими сомнительными предлогами. Клятая советская власть - ревнует своего сыночка к симпатичному британскому коммерсанту! Олег от этого истерит дома, пьет залпом водку и дико ссыт. Напряжение растет. Социализм крепчает.

В конечном итоге начальство забило стрелку в какой-то темной нуарной подворотне. Там оно говорит Гревиллу, что Пеньковский под ударом, ситуация стала слишком опасной, так что его, Винна, выводят из игры. Но тут честный гражданский поц, точь-в-точь как Уильям Донован, говорит, что не может бросить так в Мордоре своего любо... любимого друга, что это не благородно, он не оставит его умирать! И он сможет передать ему план побега, рискуя своей нежной и девственной... жизнью! И все это ради спасения мира от ядерной войны - Терминатор не пройдет!

Далее стандарт шпионских фильмов. Наши два партнера, Гриня и Олечка, встречаются в тайном месте, где втихомолку, под звуки радио, быстро и энергично делают свое тайное опасное дело - не дай бог кто узнает. План побега передан. А англо-американские шпионы готовят все у себя в посольстве под носом охраны КГБ.

Напряжение растет! По телеку крутят разоблачение американцами установки советских ракет на Кубе. Шпионы массово пишут друг другу смс-ки на бумаге, чтоб не спалила прослушка кровавой гэбни! А самый пик страха и напряжения от ежеминутной опасности наступает в... в.. балете. Да, Винн и Пеньковский опять идут на балет в Большой театр, где некоторые балерины азиатки - наверно, таланты из Бурятии. Дают, разумеется, "Лебединое озеро" THAIKOVSKY. Сцена напряжения достигает апофеоза!!!

Точнее, это так подразумевается, что сцена напряжения достигает пика и остроты. Мне же упорно чудилось, что это пародия на финал "Кавказской пленницы". Особенно доставляли очень похожие трепыхания и напряженные лица товарищей Саахова и Нинидзе. Таки да, детишечки - кино настолько гениально, что ухитрилось повторить Гайдая, который такие "продвинутые" приемы юзал полвека назад в эксцентричных комедиях.

Итак, наступает час Х! Из американского посольства под орлиным взором законспирированных в плащи и

Но и чекисты не лыком шиты! Шпиона за рулем они пытаются схватить, нагрянув на него на чешской Татре 603!

Разворачивается погоня! Американцы убегают, петляя, как зайцы! Блодинко из второстепенных шпионских персонажей скрывается в книжном магазине. Чекисты набигают туда с гопническими криками: "Милиция!" и бегают между стеллажей! Наприжении! Саааспенс! Шшшшшшпианашшшшььььь!

И только Пеньковский успевает посадить своего близкого и нежного друга на самолет. И!.. И... Чего?! Тьфу, тваю мать. Все напряжение сбивает фигура лейтенанта погранохраны. У него, оказывается, наградные планки перевернуты, к ним еще и значки висят, а мундир - вообще явно из 1970-х, лацканы выдают.

К счастью, блондинко удалось сбежать с помощью могучего приема маскировки - она... Нет, не сменила парик - надела платочек и смешалась с толпой простых москвичей в ватниках и ушанках. Захватила брошенный уазик и поехала на явку.

За второго шпиона тоже беспокоиться не надо, он сбежал на такси. Кстати, большой плюс за автомобили - с Чайкой и татрами прокол, но Волги настоящие и шашечки верные, прямо как в другой шпионской драме, "Бриллиантовая рука".

Итак, Пеньковский из аэропорта прилетел домой, вбежал в квартиру, зовет жену, а там!..

ВУАП, ВУАП, ВУАААААААААП!..

Бабу тоже вяжут тут же на месте в каком-то промрайоне, на местах съемок "Номер 44".

Гранд-финал. Оказывается, Пеньковского пасли изначально, сигареты реально были отравленные (думаете, я прикалывался?), чекисты сделали обыск квартиры и нашли все, в том числе план побега, так что вся эта беготня была абсолютно зря. Грибанов-Пирогов искренне разочарован: "Я вам верил. Защищал вас в Кремле" (с) Напоследок лично пришедший на задержание ПИРОГов-ГРИБанОВ из чувства благородства дал Олегу возможность признаться семье в измене. Ну, в смысле - измене родине. Тот, собрав в кулак замусоленные жидкие остатки благородства, начал лепить речь:

Пирогов-Грибанов пафосно цитирует "Пилу": "Игра окончена!" Разыгрывается безобразная сцена, Олега силком утаскивают в подземелья Мордора, родные хватаются за него и визжат, истерика, крики - в общем, позор. Параллельно - чуда не случилось, Гревилла схватили прямо в самолете на аэродроме кгбшники, которые были повсюду, даже в соседнем кресле один сидел. Дали в печень и засунули в фургон, как мешок картошки. В реальности его арестовали в Будапеште, но вы поняли, тут немножко изменили сюжет.

Под шум тяжелой поступи сапог советской власти его водворяют в какую-то страшную тюрьму, которая выглядит как Гулаг при Сталине. Луж воды и прожекторов в лицо, как в "Шпионском мосте", не было - но было намного хуже. Там нашего недоделанного Кингсмана сразу сунули в камеру без суда и следствия, обрили, достали здоровенную дубинку (!) и что-то засунули в зад. И это явно был не бархатный вибратор... Подозреваю, что это был советский жучок, чтоб не сбежал - самый большой радиожучок в мире.

Далее кино идет полчаса, но они не представляют почти никакого интереса. В основном хронометраж забит демонстрацией ужасов этого Гулага на Лубянке. Гревилла одевают в удобную темную робу, держат в холодной камере для закалки, сажают на парашу из ведра, кормят диетической жидкой баландой, устраивают оздоровительные прогулки на свежем морозном воздухе и проводят прочие медицинские процедуры на этом курорте.

Грёбанов Грибанов ему говорит - мол, мы все знаем, но бритый поц упорно косит под тупого и старательно делает вид, что ничего не понимает в течение целого ГОДА. Ему даже предлагают после долгого заключения явства и деликатесы - даже коммуняки понимают, что отсутствие пармезана это пытка! Но он не сказал в ответ ни слова - и вообще
|
</> |
