Иезуит - мученик науки

Немецкий монах-иезуит, астроном, миссионер.
Большую часть своей жизни он провел в качестве миссионера в Китае и стал советником императора Шуньчжи династии Цин.
После окончания иезуитский гимназии в Кельне он переехал в Рим и изучал там математику и астрономию в германском коллегиуме. В 1611 г. он присоединился к Обществу Иисуса и продолжил свое образование в Папском Григорианском университете. В 1618 г. он отправился в Китай на португальском корабле с группой миссионеров под руководством Николя Триго. В следующем году группа достигла португальской колонии Макао, где он провел некоторое время, изучая китайский язык.
Вместе с Джакомо Ро он был отправлен в Пекин в 1630 г., чтобы продолжить работу умершего Иоганна Шрека по реформе китайского календаря. Он принимал участие в модификации китайского календаря и созданию компиляции, известной ныне как календарь Чунчжэнь. Он был сделан мандарином и занимал важный пост, связанный с математической школой: директора Императорской обсерватории и Трибунала математики.
При работе иезуитов над составлением календаря, точность которого превзошла расчеты местных китайских и мусульманских астрономов, также возникла внутренняя проблема, связанная с конфликтом христианской веры и китайской традиции, — миссионеры сомневались, позволительно ли им принимать китайские чиновные должности придворных астрономов и составлять календари, используемые китайцами для языческих целей определения счастливых и несчастливых дней. Римский папа дал положительный ответ на этот запрос.
Его положение позволило ему получить разрешение императора для иезуитов строить церкви и проповедовать по всей стране. Таким образом, ему косвенно приписывают крещение 500 000 человек, которые были крещены в течение четырнадцати лет, что делает его успешным миссионером.
Император Шуньчжи умер в 1661 г., и положение миссионера начало ослабевать. В 1664 г. он вступил в конфронтацию с регентом Янем Чанханем, который обвинил его в неверном составлении календаря. Дескать, в 1658 г. Шалль выбрал несчастливый день для похорон новорожденного сына императрицы Сяо Сянь, что привело к ранней кончине ее и императора Шунь–чжи и, таким образом, европеец способствовал смерти императрицы.
Ян Чанхан (Ян Гуансянь) вошел в китайскую историю, создав ряд антихристианских памфлетов, собранных вместе и изданных в 1665 г. под названием Бу дэ и (Не могу иначе).
Миссионер и другие иезуиты, в т. ч. Фердинанд Вербист, были заключены в тюрьму по обвинению в проповедовании ложной религии. Они были привязаны к деревянным кольям таким образом, что не могли ни стоять, ни сидеть, оставаясь в заключении почти два месяца в ожидании казни удушением.
Верховный суд нашёл приговор, однако, слишком лёгким и приговорил заключённых к четвертованию. К счастью для них, 16 апреля 1665 года случилось сильное землетрясение, уничтожившее часть тюрьмы, выбранной для исполнения приговора. Огромный метеор был замечен в небе, и пожар уничтожил часть императорского дворца. Это было расценено как предзнаменование, и все заключённые были освобождены. Тем не менее, они предстали перед судом. Вербист, Шаль фон Белль и двое других были сосланы в Кантон. Шаль фон Белль умер, не выдержав условий своего содержания.
|
</> |