Иероним Босх уральского наива


Триптих, который послужил основой выставки "Русская голгофа" в Музее Наива, написан художником, о котором ничего неизвестно кроме имени - Михаил Антонов и того, что творил он под Первоуральском.
Леденящие душу подробности убийств членов царской семьи выписаны мастером наивного искусства на громадных полотнах с дотошностью вивисектора. Картины - уникальные, екатеринбуржцы, не упустите шанса увидеть их своими глазами.
Ну, а для тех, кто далеко - только фотографии, которые не могут передать всей эффектности полотен.
Триптих занимает целую стену:



"Убийство Михаила Александровича в Перми.
...Похитители, вооружённые револьверами и гранатой «коммунист», угрожая физическим насилием, вынудили Михаила Александровича подняться и одеться. Великий князь попросил, чтобы его секретарю Джонсону было позволено сопровождать его. Его просьбу удовлетворили (по показаниям Маркова, такая возможность была заранее согласована похитителями).
Похищенных вывели на улицу и усадили в фаэтоны. В один фаэтон с Михаилом Александровичем сел Иванченко, управлял фаэтоном Жужгов. Вторым фаэтоном правил Колпащиков, а рядом с Джонсоном сидел Марков. Мясников следовал за ними отдельно в третьей повозке. Процессия отправилась в сторону Мотовилихи, где Мясников и остался, но к группе на третьей повозке присоединились Плешков и Новосёлов. Примерно в семи километрах от Мотовилихи и в километре от керосиновых складов Нобеля процессия свернула с дороги в лес и, удалившись от дороги на 100—120 метров, остановилась. Была дана команда выходить из повозок.
В момент высадки пассажиров из фаэтонов и было совершено убийство. Первым выстрелом Маркова был убит пулей в висок Джонсон. Одновременно с ним стрелял и Колпащиков, но его пистолет дал осечку. Первая пуля, выпущенная Жужговым в Михаила Александровича, лишь ранила его в плечо. Второй выстрел Жужгова так и не состоялся: он стрелял самодельными патронами, и первый выстрел привёл к заклиниванию барабана его револьвера. Последующими выстрелами из пистолетов и револьверов Жужгов, Плешков, Новосёлов, Колпащиков и Марков добили свои жертвы. Историки обращают внимание на великодушие Михаила Александровича, который, будучи уже раненым после первых выстрелов, по воспоминаниям Маркова, «…с растопыренными руками побежал по направлению ко мне, прося проститься с секретарём».
Вскоре стало светать. Преступники, опасаясь быть обнаруженными, укрыли трупы под слоем хвороста и покинули место убийства. Вернувшись на место убийства на следующую ночь, Жужгов и Новосёлов зарыли трупы неподалёку.
По ряду свидетельств, вещи убитых были разделены между участниками похищения и убийства. В частности, Новосёлов утверждал, что Иванченко получил «золотые шестиугольные часы червонного золота» с надписью на крышке «Михаил Романов», а для Плешкова с убитого великого князя были сняты золотое именное кольцо, пальто и штиблеты. Историк Г. З. Иоффе в связи с этой информацией высказал предположение, что мотивом убийства мог быть разбой."

Россию Михаил Антонов изобразил в виде полуобнаженной девушки, которую терзают жуткие насекомые с головами Ленина и Троцкого:




"Расстрел царской семьи (последнего российского императора Николая II и его семьи) был осуществлён в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками. Вместе с царской семьёй были расстреляны и члены её свиты.
В 1 час 30 минут ночи с 16 на 17 июля к дому Ипатьева прибыл грузовик для перевозки трупов, с опозданием на полтора часа. После этого был разбужен врач Боткин, которому сообщили о необходимости всем срочно перейти вниз в связи с тревожной ситуацией в городе и опасностью оставаться на верхнем этаже. На сборы ушло примерно 30 — 40 минут.
Семеро членов семьи:
Николай Александрович
Александра Фёдоровна
Ольга
Татьяна
Мария
Анастасия
Алексей
а также:
Евгений Боткин, лейб-медик
Иван Харитонов, повар
Алексей Трупп, камердинер
Анна Демидова, горничная
перешли в полуподвальную комнату (Алексея, который не мог идти, Николай II нёс на руках). В полуподвале не оказалось стульев, затем по просьбе Александры Фёдоровны были принесены два стула. На них сели Александра Фёдоровна и Алексей. Остальные разместились вдоль стены. Юровский ввёл расстрельную команду и зачитал приговор. Николай II успел только спросить: «Что?» (другие источники передают последние слова Николая как «А?» или «Как, как? Перечитайте»). Юровский дал команду, началась беспорядочная стрельба. Первым выстрелил Юровский и убил императора.
Расстрельщикам не удалось сразу убить Алексея, дочерей Николая II, горничную А. С. Демидову, доктора Е. С. Боткина. Раздался крик Анастасии, горничная Демидова поднялась на ноги, длительное время оставался жив Алексей. Кто-то из них был застрелен; уцелевших, по данным следствия, добивал штыком П. З. Ермаков.
Согласно воспоминаниям Юровского, стрельба была беспорядочной: многие, вероятно, стреляли из соседнего помещения, через порог, а пули отскакивали рикошетом от каменной стены. При этом был легко ранен один из расстрельщиков («Пуля кого-то из стрелявших сзади прожужжала мимо моей головы, а одному, не помню, не то руку, ладонь, не то палец задела и прострелила»).
По данным, приведенным в статье Т. Манаковой, в ходе расстрела были также убиты поднявшие вой две собаки царской семьи — французская бульдожка Ортино Татьяны и королевский спаниель Джимми (Джемми) Анастасии. Третьей собаке — спаниелю Алексея Николаевича по кличке Джой — была сохранена жизнь, так как она не выла. Спаниеля позднее взял к себе охранник Летемин, который из-за этого был опознан и арестован белыми. Впоследствии, по рассказу епископа Василия (Родзянко), Джой был увезён в Великобританию офицером-эмигрантом и передан британской королевской семье.
Из выступления Я. М. Юровского перед старыми большевиками в Свердловске в 1934 году:
Молодое поколение нас может не понять. Могут упрекнуть, что мы убили девочек, убили наследника-мальчика. Но к сегодняшнему дню девочки-мальчики выросли бы… в кого?
Для того, чтобы заглушить выстрелы, рядом с Домом Ипатьева завели грузовик, но выстрелы в городе всё равно были слышны. В материалах Соколова имеются, в частности, показания об этом двух случайных свидетелей, крестьянина Буйвида и ночного сторожа Цецегова.
По данным Ричарда Пайпса, сразу после этого Юровский жёстко пресекает попытки охраны разворовать обнаруженные ими драгоценности, угрожая расстрелом. После этого он поручил П. С. Медведеву организовать уборку помещений, а сам уехал на уничтожение трупов.
Точный текст приговора, произнесённого Юровским перед расстрелом, неизвестен. В материалах следователя Н. А. Соколова имеются показания разводящего караула Якимова, утверждавшего, со ссылкой на наблюдавшего за этой сценой охранника Клещева, что Юровский произнёс: «Николай Александрович, Ваши родственники старались Вас спасти, но этого им не пришлось. И мы принуждены Вас сами расстрелять».





Разговор о художнике Михаиле Антонове с куратором выставки Андреем Бобрихиным:


|
</> |