Иерарх католической церкви в Польше призвал поляков и россиян к примирению
dotbarsik — 18.04.2010
Этой новости поначалу никто не хотел верить. В нашем бурном и
неспокойном мире катастрофы самолетов не такая уж большая редкость,
но крушение «борта №1» президента Польши под Смоленском, в котором
погиб сам президент Лех Качиньский, его жена Мария и почти сотня
самых высокопоставленных руководителей страны, повергла весь мир в
шок, а граждан Польши - в глубокую скорбь. Одновременная гибель
представителей первой сотни элиты Третьей Речи Посполитой -
беспрецедентная трагедия, последствия которой еще долго будут
сказываться на польско-российских отношениях и на политической
ситуации в Европе в целом.Независимо от подлинных причин
катастрофы, тот факт, что она произошла на территории России, с
самолетом советского производства и в ходе поездки польской
делегации на мемориальные мероприятия в Катынь, не может не оказать
психологического - пусть даже неосознанного - воздействия на
польскую общественность, и так достаточно настороженно, если
не сказать враждебно, относящуюся к своему восточному соседу.И в то
же время, многие политические обозреватели, особенно европейские,
сходятся на том, что эта трагедия может стать не только причиной
усиления напряженности между двумя странами, но и прелюдией к ее
снижению - при условии, что обе стороны проявят выдержку,
волю и желание открыть новую страницу в их взаимоотношениях.Как
такое могло произойти?Во всем мире существует правило, по которому
из соображений безопасности два первых лица государства никогда не
сядут в один самолет. Не полетел с премьером Дональдом Туском на
траурные мероприятия в Катынь и Лех Качиньский, предпочтя совершить
самостоятельный визит в Смоленскую область.Лететь в Катынь Лех
Качиньский решил еще в марте - вскоре после того, как Владимир
Путин пригласил на памятные мероприятия Дональда Туска. Туск,
который, в отличие от своего политического соперника Качиньского,
стремился смягчить острые углы в российско-польских отношениях и
приглашение принял, что побудило президента организовать
собственный, более масштабный, визит.Спустя три дня после того, как
Туск и Путин посетили мемориальный комплекс “Катынь”, где покоятся
останки расстрелянных польских офицеров, в Смоленск начала
собираться вторая делегация. Полететь в Катынь вместе с Качиньским
хотели многие видные политики и государственные деятели Польской
Республики, однако места на «борту номер один» хватило только 87
пассажирам, не считая президентской четы.Память о катынском
расстреле значит очень многое для всех поляков, но на любом
польском президенте всегда лежала и будет лежать двойная моральная
ответственность за восстановление исторической правды о тех
событиях. Не был исключением и Лех Качиньский, который уже однажды
прилетал в Катынь - в 2007 году. Тот визит на фоне напряженных
отношений между двумя странами был максимально кратким (президент
даже не заехал в Москву) и прошел практически незамеченным - самыми
высокопоставленными представителями России, встретившимися с
лидером Польши, стали губернатор Смоленской области и полпред
президента в Центральном федеральном округе.10 апреля должен был
состояться второй в истории визит Леха Качиньского в Россию, однако
на подлете к военному аэродрому «Северный» президентский
Ту-154 упал, не дотянув 300-400 метров до взлетно-посадочной
полосы. Все находившиеся на его борту люди погибли. В одночасье
Польша лишилась не только президента, но и главы Нацбанка,
вице-спикеров и членов Национальной ассамблеи, президента
олимпийского комитета, а также практически всей силовой верхушки:
главы Генштаба, главкома сухопутных войск, главкома ВМС,
командующего войсками спецназначения, командующего ВВС и главы Бюро
нацбезопасности.С разу же после катастрофы на месте падения
самолета начали работать спасатели (хотя спасать было уже некого),
представители авиационных властей и следователи. Главный вопрос, на
который предстоит ответить следствию, - как такое могло произойти с
президентским самолетом, за эксплуатацией которого тщательно следят
саамы тщательным образом и которым управляют летчики самого
высокого класса?Пока неофициальная версия происшествия - ошибка
пилотов, которые решили садиться, несмотря на плохую видимость (400
метров при допустимой не менее 1000). Диспетчеры аэропорта
предлагали пилотам сесть на запасные аэродромы в Минске или
Витебске. Однако те, совершив три или четыре круга, все же решились
на посадку. Летевший очень низко самолет задел верхушки деревьев,
упал и развалился на части.Что заставило экипаж из президентского
авиаотряда Польши садиться в таких условиях? Есть предположение,
что опытнейший первый пилот Аркадиуш Протасюк излишне положился на
свои силы и на показания приборов проверенного «Туполева». Еще одна
активно обсуждаемая версия - возможное давление на пилотов со
стороны главного пассажира - самого Леха Качиньского.Лех Качиньский
и польско-российские отношенияПогибший в авиакатастрофе президент
Лех Качиньский запомнится, как политик с особым и достаточно
враждебным отношением к России.Будучи еще мэром Варшавы, он
поддержал инициативу по присвоению одной из столичных площадей
имени Джохара Дудаева, мятежного президента Чечни.За все годы
своего президентства он был в России только один раз, в 2007 году,
когда посетил кладбище в Катыни, но не ездил в Москву и не
встречался с российскими лидерами.В 2006 году Качиньский предложил
ЕС ввести санкции против России в том случае, если Москва откажется
снять запрет на ввоз польского мяса и сельскохозяйственной
продукции.Качиньский видел в отношениях Польши и России три
основных камня преткновения: катыньскую тему, оценку итогов Второй
мировой войны и проблему строительства Балтийского газопровода. Он
неоднократно обвинял Москву в том, что она прибегает к
энергетическому шантажу, пользуясь зависимостью Европы от поставок
нефти и газа из России.А в августе 2008 года он заявил, что целью
вторжения российских войск в Грузию было помешать Европе покончить
с зависимостью от поставок российских энергоносителей.В 2009 году в
своей речи на полуострове Вестерплатте близ Гданьска Качиньский
напомнил о том, что польские солдаты еще сопротивлялись нацистским
агрессорам, когда 17 сентября 1939 года в восточную часть страны
вторглась Советская армия. «В этот день Польша получила удар ножом
в спину, и этот удар был нанесен большевистской Россией», -
подчеркнул президент.Лех Качиньский также сравнивал массовый
расстрел польских офицеров в Катыньском лесу с Холокостом и назвал
его местью России за то, что Польша смогла отразить ее агрессию в
1920 году.Что же дальше?По поводу того, что произойдет дальше,
мнения экспертов расходятся. Один видят только негативную сторону
трагического происшествия. По их мнению, оно лишь усилит недоверие
к России в Польше. Российский политолог Федор Лукьянов говорит, что
«даже если подтвердится ошибка пилота, всегда останутся люди,
которые будут продолжать считать, что польского
президента убило ФСБ».Так считает и американский советолог Ричард
Пайпс: «Хотя я уверен в том, что русские не виноваты, но эта
катастрофа ухудшит польско-российские отношения». Претензии поляков
к России «не будут логически обоснованы», добавляет Пайпс, но
поскольку это случилось в России, да еще в том месте, где произошла
катыньская трагедия, то «психологически эти претензии можно
понять».В то же время, французская «Фигаро» более оптимистична.
«Нельзя, чтобы авиакатастрофа в смоленском лесу положила конец
спасительному сближению между двумя странами, говорится в статье
Пьера Руслена. - Всячески помогая расследованию, Москва
осознает значимость этого события. У России есть возможность
показать, что она понимает боль Польши. Своим символическим
измерением, своим национальным и международным значением эта
катастрофа может удивить пессимистов. Вместо того чтобы остановить
сближение с Москвой, она, возможно, даже углубит его».Яков Грин