Идея порождается разностью

топ 100 блогов marta_inj20.10.2022 Идея порождается разностью
Кусочек быта 80-х: живем в бараке (деревянном двухэтажном доме на 12 квартир) на втором этаже. Общая лестница моется по очереди- каждая квартира получает 2 недели дежурства, в течение которых один раз подметает общую лестницу и один раз моет. Где-то лет с 11 моих мама препоручала мыть общую лестницу мне. И, хотя это была грязная работа, мне мытьё лестницы нравилось гораздо больше, чем мытьё полов дома. Почему? Потому что, помыв, я видела явный результат: как очень грязный пол превращается в чистый. А вот дома мне надо было мыть на мой взгляд чистый пол, и разницы между «было-стало» я не видела. Потому и мотивации/смысла не было.

Другой случай: годами я размышляла, что бы я изменила в школьном образовании, дабы улучшить судьбы детей. Мне казалось, что если я буду хорошо объяснять, делать много опытов, показывать картинки и видео, проводить внеклассные мероприятия, чтобы сплачивать коллектив класса, давать возможности для самовыражения детям – все увлекутся учебой, станут мыслящими, инициативными, и вся их жизнь пойдет по-другому. Ну, в итоге я пошла-таки в школу работать учителем и многое из того, о чем наразмышляла, воплотила в жизнь. И, конечно, я много вкладывалась эмоционально, тратила много свободного времени – но в конце концов убедилась, что не так уж и много я могу изменить в жизни детей. Ну да, им интереснее и понятнее стал мой предмет, они провели несколько дней более весело, получили несколько ярких впечатлений. Но принципиально ничего особо не изменилось. Как не были Ване интересны абстрактные рассуждения о строении атома, так и остались неинтересны, у него в жизни поважнее вещи есть. А Данил как интересовался всем на свете, так и интересуется, и не так уж важно, на чем в конце концов он остановится – на моей химии или на более выгодной сейчас информатике. Принципиально я не изменила их мир… А так хотелось…

Как выяснилось в первый же год моей школьной деятельности, значимой частью моей мотивации и эмоциональности в преподавании было желание стать значимой фигурой в чьей-то судьбе.

Поскольку не было ясно видимых результатов, очевидных различий между тем, что было у детей до меня, и тем, что было после моего преподавания – через несколько лет мотивация для дальнейших школьных подвигов у меня пропала. Причем одним из вынесенных мною уроков было то, что у каждого ребенка своя судьба, и ребёнок по траектории своей судьбы очень устойчиво движется, не собьёшь. Можно лишь слегка ускорить его или затормозить, принципиально же траектория не меняется. И это лишь иллюзия детского восприятия, что кто-то сильный взрослый придёт и всё изменит в твоей судьбе… хотя вот, меня же эта иллюзия замотивировала на несколько лет самоотдачи в моей взрослой жизни.

Вывод: Большая разница между «было-стало» или «было-станет» придаёт смысл твоей деятельности, вызывает эмоции и даёт силы для деятельности и размышлений. Так ведёт за собой идея.

Растишь ты чемпиона или просто с детишками возишься – от этого зависит эмоциональность тренера, способность повести за собой. Те, которые хотят вырастить чемпиона, ведут, те, которые возятся – сопровождают. И в том, и в другом есть смысл, а вот эмоциональный и идейный заряд разный. Потому что размер идеи разный.

Кормить кошек на улице – для одних людей в этом есть глубокий смысл, для других – вообще нет. Откуда он? Смысл берется из плохого в собственном опыте – был ли ты в положении беззащитного и голодного когда-то или нет. Если был – появляется смысл и есть силы/время для кормления. Если нет – значит, нет.

Ухаживать за пускающим слюни стариком – опять же для кого-то это абсолютно бессмысленное действие, а для кого-то почти священнодействие.

Есть учителя, тренеры, изобретатели, руководители, которые «горят» каждый своей идеей, – и рядом с ними в самом деле веселее работать, проще даются сложные вещи, вообще – интересно. Даже просто наблюдать за таким человеком интересно.

Идея существует в голове человека как большая разница между «было-станет», она представляет собой ясный образ того, что будет. Идея ясно описывает большое изменение, а большое изменение базируется на очень плохом «было» и очень хорошем «станет». Если планируется малое изменение – это никакая не идея, энергии мало, мотивация так себе. Если нет ясной картины будущего – это тоже не идея, а простое брожение умов.

Человек, горящий идеей, всегда излучает энергию, зажигает эмоциями, рядом с ним людям тепло, интересно, легче работается. То, что энергия излучается/тратится, можно отследить и по тому, что у идейного человека другие области жизнедеятельности засыхают – семейная жизнь, дружба, искусство и т.д. Сам человек, горящий идеей, плохо воспринимает идеи за пределами его деятельности, сужается поле его понимания, он становится в той или иной степени фанатиком. Такой вот перекос создаётся: человек превращается в диполь, излучающий энергию в одном направлении.

Постскриптум: мотивация к учебе в среднем тоже обусловлена разностью "было-станет". Если сейчас и так всё хорошо/комфортно, какой смысл напрягаться, верно?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
23 февраля, вместо того чтобы пить водку и требовать поздравлений, я отправился в театр. В Комиссаржевской давали «Доходное место» с дядей Ваней Краско. И вот в переполненном зале,  среди аромата свежего перегара, ко мне пришло понимание того, что меня больше всего раздражает в ...
Недельку назад, в интернете стали всплывать шокирующие фотографии одной комнаты отдыха, которая находится в отделении "скорой" медицинской помощи в городе Няндома Архангельской области. В сеть эти фотографии выложил Павел Апостол (возможно он фельдшер этой скорой). Сначала я не ...
Приехала из гостей. Легла. Дождик за окном мелкий, приятный. Направо смотрю -- вижу: Люблю прохладные интерьеры: стекло, углы. Именно в них мне комфортно. А у вас вокруг что? Сфоткайте в режиме "здесь и сейчас". Необязательно из спальни ...
Планировали один, но нет — целых два концерта споёт нынче в Казани муж мой Игорь Макаров. Первый — в среду, 20 июля. А второй — по многочисленным просьбам — 24 июля, в воскресенье. Первый концерт пройдёт в том же зале, что и год назад (старинный зал с замечательной акустикой, ...
Ну что, друзья. Три дня в неделю я принадлежу журналу "Биография". Здравствуйте, кровавые сдачи в печать, порванные полосы и жалобный хрип "Втяните хвост Жану Марэ!" Кстати, через неделю выйдет номер с заметкой про вашего мальчика Маризу. Я ...