Идея и образ

(Окончание)
Я бы остановился на тех людях, великих людях в литературе, которые несли свою литературу безо всяких на то «идей».Читая исторические сочинения Дюма, мы понимаем, что там была одна идея — любви к своей стране, а он был Сыном ее. И он бы не ответил, зачем он это пишет и что у него есть идея, ради которой он взялся за сюжет. Так превосходит всякую мысль картина, которая открывается благодаря ему перед глазами.
Сергеев-Ценский описывает первую мировую прежде всего как художник. Не случайно главным героем его многотомного сочинения «Преображение России» является художник, пишущий исторические полотна. Слово «художник» является высшим наименованием литератора, признанием таланта его. И мы часто забываем о нем, говоря об идеях. Дело в том, что сегодня их попросту нет — писателей, способных описывать время в достоверных образах и картинах. А есть лишь беллетристы, пишущие развлекательное чтиво.
В моем любимом произведении Алексея Толстого «Хождение по мукам» есть сцена очень трогательная. Когда Рощин попадает в контрразведку к Махно, Лева Задов достает у него из кармана кителя фото Кати и спрашивает: «Что за сученка?» «Жена». «Ее бросят на твой кровавый труп».
Из литературы не всегда надо вытаскивать на поверхность «идею». Тем более ради нее писать. Иначе она будет напоминать стакан для воды, в котором вместо воды будет бумажка с надписью Н2О.
Но споры на то и ведутся, чтоб они не кончались. Иначе зачем они вообще.
|
</> |