Идеологические шоры
trim_c — 13.01.2020 Андрей ЗубовИран признал, что именно его ракета, выпущенная стражами Исламской революции, сбила украинский пассажирский Боинг и стала причиной гибели 176 мирных людей. Для русских людей эти признания официальных лиц Ирана невероятны. Русские привыкли, что власть лжет и упорствует во лжи, когда весь мир указывает ей, что она лжет. Ихтамнет стало новым словом русского языка. Почему же аятоллы повели себя иначе, чем путинская власть, когда их приперли к стенке?
Лгать, когда весь мир знает, что Иран лжет, значит, приобрести репутацию злостного лжеца. Официально Иран именуется «исламской республикой». Для мусульман ложь столь же тяжкий грех, что и для иудеев и христиан. У шиитов есть некоторые оговорки, но к этому случаю они явно не относятся. Или в глазах всего Ирана, скорбящего по погибшим, аятоллы и стражи исламской революции станут лжецами, грешниками и плохими мусульманами, или надо каяться и извиняться на все стороны.
Если Ираном управляют плохие мусульмане, то они теряют религиозно-нравственное право на безгрешность (которая по определению есть у аятолл) и их прогонят под зад коленом, как когда-то прогнали Шаха. И самые верующие фундаменталисты будут самыми активными в этой новой революции.
А в России считали и считают ложь не грехом, а хитростью и умением существовать, не преступлением — а нормой жизни. Все знают, что Путин врет и им, и миру «на голубом глазу», и в отношении Боинга МН-17, и в отношении Скрипалей, и множества иных деяний власти, и это всех устраивает. Такое согласие на ложь порождает готовность принять лживую власть, и плавать в зловонной жиже лжи, отвратительной всему миру.
И Иран, злодейский режим аятолл, стал примером, что общество, считающее ложь грехом, имеет право на правду из уст власти, и это право осуществляет, а российское общество, уютно устроившееся во лжи, не имеет, и не будет иметь шанса услышать правду ни от своей жены, ни от «своего» президента.
Зубов выводит различие в поведении России и Ирана из различий в требованиях религии и в традициях общества. такой фактор бесспорно имеет место. Только он не единственный и даже далеко не первый.
В Иране эксцесс случился во время крайне напряженных на грани войны отношений с могущественными США, и осложнять ситуацию еще и прямым враньем по поводу катастрофы, портить отношения с Канадой и Британией - пожалуй слишком рискованно. Это раз.
Второе: в иранской верхушке есть достаточно влиятельные силы, которые были сильно недовольны растущей мощью КСИР, а тут погиб их лидер да они еще и сильно вляпались в скандал. Свалить вину на КСИР и уменьшить его роль было сочтено выгодным.
Инцидент случился не в чистом поле им на территории. которую контролировали некие боевики. а вблизи мегаполиса и большого международного аэропорта = свидетелей множество и многие из них со смартфонами. Высока вероятность, что лиц, так или иначе зафиксировавших, инцидент окажется не один-два как в Донбассе, а десятки и закрыть рот всем не удастся, и разоблачение придет не только от американских спутников но и от рядовых граждан разных стран. Разоблачение с неопровержимыми доказательствами и притом быстрое практически неизбежно.
Т.е. есть два политических момента делающие признание вины выгодными и есть многократно более вероятная ситуация быстрого разоблачения со стороны незаинтересованных частных лиц.
В российской ситуации вероятность разоблачения со стороны смартфонов местных лиц низка. а запугать немногих свидетелей вполне реально (все равно и самартфоны нашлись и свидетели - но на это потребовались годы а не часы!)
Второе и важнейшее: признание своей вины означало для России признание, что ее военные специалисты воюют против Украины - но В ТОТ ПЕРИОД РОССИЯ САМЫЙ ФАКТ СВОЕГО УЧАСТИЯ ЕЩЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТРИЦАЛА. Т.е. если у Ирана были важные политические мотивы признать свою вину, У Путина были важнейшие мотивы ничего не признавать и уйти в глухую несознанку.
Т.е. помимо различий идеологии и традиций - крайне существенно различались политические обстоятельства и риски быстрого разоблачения. И мне кажется что именно этими факторами определилось и различие принятых политических решений.
И мне трудно допустить что столь опытный историк и политолог, как профессор Андрей Зубов всего этого не разглядел. На что-то закрыл глаза, где-то покривил душой... вот и идейная статья появилась.
Но частичное сообщение истины всего лишь один из самых распространенных способов дезинформации и постправды. И мне печально.
Потому что ученый не имеет права менять истину на правильную иделогию
|
</> |