"И вы, капитан, не тянитесь к бутылке..."

топ 100 блогов periskop20.12.2013 Где-то с недельку назад в сообществе "Советская жизнь" проскочил весьма любопытный пост про Аркадия Северного [Звездина], с весьма мощной подборкой карточек. Правда, выдержан в неумеренно восторженных тонах:

[...] Северный - это феномен, это явление. Вы только представьте - за всю творческую карьеру у него не было ни одной минуты на телевидении, ни одной секунды на радио, ни одной строчки в газете или журнале, ни одного(!) официального концерта. Но, при этом его голос знали все. Его песни слушала вся страна от Владивостока до Калининграда!

Или вот:
[...] Популярность Аркадия Северного была сравнима с популярностью Владимира Высоцкого, который вообще был явлением планетарного порядка. И это при том, что Высоцкий был в первую очередь поэтом, он сам писал, он снимался в кино, его знали в лицо. Северный только пел. Но, как он пел! Это было абсолютное попадание в десятку, стана ждала нового Утёсова.

Как водится, такого рода пост породил и неизбежный срач с нашествием дистиллированных моралистов в комментах: "...избавьте нас от низкопробного блатняка хотя бы здесь! Никакого такого самозваного Северного мы слыхом не слыхивали в то время!", "Советский народ не знал такого певца!", "Тоже мне, нашли нового Высоцкого, ироды!" - и далее в таком духе. Ясно дело, ведь советский народ в то легендарное время какал фиалками и слушал Оффенбаха с Гайдном, в крайнем случае - Толкунову с Магомаевым :)
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...

В общем, классика жанра: сошлись две крайности и друг друга взаимно уничижают.
На мой взгляд, обе стороны тут неправы. Воспеватель перегибает палку с уровнем популярности Северного и вселенской его известности в СССР, а ругатели-моралисты тупо-механически переносят нынешнее отношение к потоку т.н. "городского шансона" в советское прошлое - тогда как в то время отношение к жанру было иное.


Конечно же, сравнивать известность и популярность песен Северного с Высоцким во второй половине 1970-х просто бессмысленно: это был абсолютно разный уровень известности. На порядок, может быть. Высоцкий был всенародным любимцем, он снимался в фильмах, его знали в лицо, издавались пластинки, а уж оборот бобин с его записями "в народе" был просто фантастический. Причём, ещё задолго до выхода на экран "Места встречи". В поездах дальнего следования процветала торговля твёрдых картинок с его изображениями - одного и вместе с Мариной Влади. Помню, просили рубль пятьдесят за штуку, а потом и два. Услышать его можно было везде, чуть ли не из утюга - причём не по разнарядкам ЦК ВЛКСМ, не в больших официальных концертах - а само по себе. Из раскрытых окон многоэтажек (была такая мода: выставлять колонки на улицу), из дворов в сельской местности, по поездной трансляции и даже на Аэрофлоте, в самолётах перед взлётом по динамикам.

Северный же был широко известен больше в "узких кругах" более продвинутой публики. Он был несколько менее "законным", чем Высоцкий, более "условно-запретным", а в студиях звукозаписи можно было напасть на него в категории "одесситов" и "эмигрантов" - конечно, не в законном порядке, а в частном. Стоил он довольно дорого (если говорить о бобинах с оригинальными концертами на 19-й скорости) и владение его записями было весьма престижным для человека выше среднего советского уровня. Зато его с немалой вероятностью можно было услышать у вузовского препода, профессора там или доцента, или у капитана дальнего плавания, или у зам.начальника стройтреста.

Тогда вообще отношение к жанрам "одесской песни", "эмигрантской песни", да и "блатняка" было иное, чем сейчас.
Почему? Потому что исполнение было "штучное" и гораздо больше "от души" - а не голый коммерческий поток для качания бабла, как сейчас. Плюс неподцензурность - в позднем СССР объективно был большой голод на зрелища вне официальной сферы. Огромный голод. Поэтому и стенания "про поручика", и "одесситы", и "кругом одни евреи" шли на ура - ведь в подпольном обороте вращались качественные исполнители, а на некачественном можно было банально погореть, потерять деньги и никакая овчинка выделки не стоила. А Северный пел качественно и с душой, как бы к нему не относиться. И поэтому возмущенные бульканья нынешних моралистов про "презренный блатняк" - они в молоко. Тогда это считалось круто и слушалось с изюминкой. Тем более что "блатняк" в его концертах (распространяемых в массах) занимал не такое уж большое место - имя он себе точно сделал не на нём.

Вот, например, интересное фото, сделанное на частной квартире: Аркадий Северный с хоккеистами сборной СССР - слева Владимир Лутченко, справа Вячеслав Фетисов, председатель Госкомспорта РФ в "нулевых". Рядом с Северным-Звездиным сидит ещё один деятель подпольной советской эстрады, Генрих Сечкин, претендовавший, хотя и неудачно (уже в наши дни) на якобы авторство знаменитой песни "Постой, паровоз". Это осень 1978 г.
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...

Но самое удивительное - многие граждане тогда вообще не знали ни его фамилии, ни концертного псевдонима, так как вошёл он в популярность эмигрантскими песнями. Тот самый пресловутый "Поручик Голицын" - он пошёл "в народ" именно в его исполнении. К нему примыкала целая серия таких же песен - "И вы капитан, не тянитесь к бутылке..." и т.д. Этот "белогвардейский жанр" (как его часто называли) стал моден где-то в середине 1970-х, и постепенно набирал популярность. Этакое декадентство на закате эпохи - правда, мы тогда не ведали, что Советскому Союзу осталось лет 12-13. Всё это было в будущем.

Получалось так - никакого "Северного" народ мог и не знать, а вот "Поручика" в его исполнении - вполне и очень вероятно.
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...
Современный креатифф на тему Аркадия Северного

Если говорить лично про меня, то я песни Северного впервые услышал где-то в конце 1978-го или начале 79-го, старшим школьником. Отчим (а он был тогда "дедом" - старшим механиком на рыболовном траулере) принёс записи от своего капитана. И вот мы несколько вечеров сидели, слушали. Тогда сильно врезались в память даже не его эмигрантские песни, сделавшие ему главную популярность, а длинная композиция "Евреи, евреи, кругом одни евреи...". Это была совсем новая для меня тема, и кроме того, в этих частушках упоминались абсолютно неизвестные мне фамилии, типа Аджубея (вот через эту песенку я и узнал про зятя Хрущёва - а то так он был в полном забвении). На еврейскую тему у него было тоже немало песен, видимо, было популярно.

Когда я спросил его, "А кто это поёт?" - отчим ответил тогда "А, эмигрант какой-то - наверное, одессит". На бобинах же он не упоминался. И только примерно через год мне в руки попала другая бобина, где в начале было упомянуто, что это "Аркадий Северный и братья Жемчужные".

А в десятом классе был такой эпизод: когда я в очередной раз поехал в студию звукозаписи на КП (она была самая центровая у нас в Петропавловске), то в стопке новых бобин у тамошних спецов увидел одну с подписью "А. Северный - концерты". Это была большая бобина, на 525 м, блестящая, такая вся вычурная. Я спросил: "сколько за такую?" - и получил шокировавший меня ответ "А, Северный? Полтинник. Новьё, полный концерт на 19-й скорости". А 50 руб., тогда это были серьёзные деньги, совершенно несуразная сумма за запись, для меня - десятиклассника. Сейчас где-то экивалентны 7,5-8 тыс. руб, значит, не менее чем билет на концерт западной звезды - если сопоставить с сегодняшним. То есть тогдашние подпольные дельцы от звукозаписи, которые сделали на Северного ставку, как на исполнителя, видимо, зашибали очень неплохие деньги - даже если учесть то, что люди на местах не менее половины оставляли себе.

И вообще, про Северного никто ничего толком не знал. Я вообще был уверен, что это человек из Одессы или эмигрант, до самого конца 1990-х. Потом сильно удивился, что он почти всю свою карьеру провёл в Ленинграде, а начинал в ленинградском же ресторане "Поплавок" (на Ждановской набережной у стадиона им.Ленина, ныне "Петровский").

Надо сказать, что в начале 80-х он был заметно шире известен, чем в 1970-х. К тому времени они уже оба померли - и Высоцкий, и Звездин-Северный, причем в один олимпийский год с разрывом месяца в три (1980-й). При Андропове песню Северного в качестве фона вставили в какой-то документальный фильм про страдания эмигрантов в отрыве от Родины или про бездуховность Запада, что-то было такое.
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...

А раз я услышал Северного и по поездной трансляции. Ещё тогда, в конце андроповского времени. Это было в "максимке" (поезде 129/130 Чита - Челябинск, стоявшем "на каждом столбе"), зимой 1984-го. Я тогда так сильно удивился, что он крутится по трансляции, почти официально. Мы ехали втроём из Читы, садились в Кадале ночью (это станция ближе всего к читинскому аэропорту). Сидим, завтракаем, по трансляции пиликает нейтральная попса, и вдруг - "Журавли" в исполнении Северного (!). Напротив нас сидел пожилой шахтёр, и услышав незнакомую ему мелодию, он сделал погромче. Все затихли, слушаем. Как закончилось, этот дядька удивлённо спрашивает нас:
- Это кто такой, знаете, нет?
- Эмигрант из Одессы, Аркадий Северный, - вылез я с пояснением.
- Хорошо поёт, - задумчиво проговорил он, - а что в нём такого, почему его нет по телеку? Вроде красиво поёт?
- Там у него много эмигрантских песен, про белогвардейцев, и про евреев тоже - может поэтому?
- Ну может... но поёт неплохо. Слушать приятно...

Вот эта самая песня, о которой речь:



Однако, в определённом смысле Аркадия Северного можно назвать феноменом - нигде не работая после службы в вертолётном полку, без своего жилья, без прописки и даже с начала 1970-х ещё и без паспорта (!!!) он не просто существовал и записывался на дому - он ездил по стране и давал подпольные концерты. В СССР на поезд не нужны были паспортные данные, билет был безличным, до самого конца страны. Так что, если не пользоваться самолётом, а только поездом и автобусами - разъезжать можно было без проблем, вне погранзон.
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...
Слева - вторая гражданская жена А. Северного

* * *
И ещё один факт из его биографии - не знаю, правда или нет.
В 2007-м я был на кладбище крематория и совершенно случайно увидел могилу со свежими цветами. А это был стылый март, лёд и ветрюган. Посему, этот факт меня удивил и я подошёл поближе. Смотрю - ничего себе, Аркадий Звездин-Северный! Так вот он где покоится!
Стою, задумался. Мимо идёт дядька-служитель с лопатой, тоже задержался, посмотрел. Говорит мне:
- А это кенотаф. Он не лежит тут.
- Это как? А где же он???
- А на его поминках урну с прахом потеряли. Обыскались, не нашли. Хоронить некого, поставили просто вот так.
- И потом не нашли?
- Не-а. Ничего не нашли. Может, какой поклонник прихватил себе...

6. В середине нулевых был разговор о том, чтобы поставить памятник Северному в Питере. Но до дела не дошло.
Поставили на его родине, в Иваново. Такой:
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...

7. Причём, после установки чёрную розу с бутылки убрали, из-за возмущения поклонников, и осталась только сама бутылка.
Пить он любил, от беленькой в итоге и помер. Теперь вот так:
И вы, капитан, не тянитесь к бутылке...

В заключение, вот есть интересный фильм про него, шёл на 5 канале:


(прямая ссылка)

В общем, как ни крути - а этот исполнитель тоже прочно вошёл в советскую музыкальную историю. Не Высоцкий, но тоже явление. Так что отрицать его и им представляемый жанр - глупо. Его слушали немало, хотя мало кто из советских граждан про него конкретно что-то знал.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Разбор  заметки  "О элитаризме и иерархиях 2024" Для начала ликбезовская ссылка на  общедоступный   поясняющий материал о любых структурах управления . . Типы организационных структур (в капиталистической системе, но и при социализме примерно то же , отличие лишь ...
27 января родилась Римма Казакова (1932-2008), поэтесса простая, а вот женщина не очень.  Мы уже говорили о ее материнской трагедии ( https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/39726.html ). Сегодня же хочется вспомнить главную соперницу Казаковой на поэтическом Олимпе Светлану ...
В столице более 1 млн рабочих мест занято нелегальными мигрантами, сообщила сегодня руководитель департамента экономической политики и развития столицы Марина Оглоблина. В основном они работают в традиционных областях — торговле, ЖКХ и ...
Кризис говорите? Таки, кризис. Как говорил один мой клиент, между прочим агент по ...
01. Ведущая прогноза погоды. Сайгон, Южный Вьетнам, 1969 год. 02. “Это Лондон” Журнал «Костёр», май 1937 г. 03. Строительство здания Дома советов, 1970–е годы, Калининград У этого здания очень печальная судьба — его очень долго строили, и приостановили строительство ...