И только один советский.
guriny — 16.01.2024Надо бы написать о бомбардировщиках. О тех, которые мы видели в Пышме, в музее. Мы потихоньку спустились с четвёртого этажа музея «Крылья Победы» до первого. И вот они, бомбардировщики на фоне новогодней ёлочки.
Ёлочка кстати тоже непростая. На ней игрушки или старинные, или удачная имитация. Сверкающие, стеклянные космонавты в скафандрах. Я правда не помню, были ли в моём детстве игрушки-космонавты. Вроде были, но не такие. Шишки золотые помню, шарики помню. На тех шариках, что были у меня — фосфорные светящиеся рисунки. А самый любимый рисунок — красивый новогодний олень. Возьмёшь в руку этот шарик с оленем, залезешь под одеяло. И он там светится призрачным, зеленоватым, новогодним светом.
Космонавт поближе. Нет. Не старинный. Явно сделан по мотивам и слишком тщательная отделка-прорисовка. В нашем детстве делали проще и дешевле. А такая игрушка в советские времена была бы слишком дорогой.
Перейдём от стеклянных к железным экспонатам. «Кюбельваген». Немецкая машинка, на которой ездили военные попроще. Машинка для немецких генералов была у меня в посте про истребители. И название соответствующее. Слово «кюбель» по-немецки означает лохань и даже помойное ведро, ночной горшок. Во время войны немцы ставили упрощённые, «военные» кузова на многие легковые автомобили.
И вот, первый самолёт «Дуглас А-20», «Хэвок» или «Бостон». Его проектировали как штурмовик. Но в качестве штурмовика он себя проявил не с лучшей стороны. Слишком большой и заметный для вражеских зенитчиков. Зато подобные самолёты стали хорошими торпедоносцами, и их широко использовали в морской авиации .
Информационные стенды в музее не преминули заметить, что американские бомбардировщики были лучше советских по скоростным качествам, надёжности и комфорту. Не знаю, как уж там со скоростными качествами, но то, что они были комфортнее наших — это точно. В американских самолётах были отапливаемые кабины, а в «Бостоне» был и туалет. Жаль, что руководство музея не сделало специальную лесенку, чтоб посетители могли увидеть этот туалет своими глазами.
Располагался унитаз под сиденьем стрелка-радиста. Спорное решение, конечно. Потому что вдруг вражеские истребители появятся как раз тогда, когда кто-то решит этим унитазом воспользоваться и сгонит стрелка-радиста с места. Как они отстреливаться будут? Но это всё же гораздо лучше, чем вообще никакого туалета.
Самолёты «Бостон» использовались и для авиаразведки. Этому и посвящена композиция. Летчики изучают аэрофотоснимок. Если увеличить фото, то видно, что пуговицы у пилота морские, с якорем.
Фотоаппарат. Говорят, что в более поздних аппаратах использовалась фотоплёнка метровой ширины.
А ещё я где-то читал, что этот самолёт из-за хорошего радиооборудования использовали как лидер для перегонки других самолётов из Аляски через всю Сибирь в центральную Россию к местам боёв.
Обратите внимание на жуткое количество пулемётов — шесть штук на одном только носу. Это верная примета бывшего штурмовика.
Зенитка стоит прямо за самолётом.
И ещё одна зенитка вместе с солдатами-зенитчиками и маскировочными берёзками. Она почему-то на литых резиновых колёсах. Трофейная что ли?(не прочитал информационную табличку. а там несомненно было об этом написано). Я читал, что все немецкие пушки времён войны были на литой резине, а наши на обычных надувных покрышках, и даже если гитлеровцы захватывали наши пушки в бою, то они переставляли их на свои литые колёса. Зачем?
Хотя вот зенитка немецкая, серая. И никаких литых колёс. Может быть, про литые колёса — это чей-то вымысел?
Прожектор, который искал в ночном небе вражеские самолёты. Обратите внимание на того военного, который в центре. Он в ботинках и обмотках. обмотки чёрные, до самого колена. Впрочем, правый солдатик тоже в них. Говорят, это жуткое было дело — обмотки. Куда хуже, чем портянки. Потому что очень длинные, гораздо длиннее портянок.
Я вот пишу какие-то слова. Портянки, обмотки... И не объясняю, что они значат. А частенько для современного человека это всё как другая планета. Помню, как на одной выставке старинных вещей я пытался объяснить одной женщине, что такое светец, что такое лучина. По-моему она так и не поняла.
А портянки — это куски ткани. Они были вместо носков. В них солдат заворачивал собственные ноги прежде чем вставить эти ноги в сапоги. И нужно было так искусно замотать ногу этой портянкой, чтоб она на ноге держалась и ногу не натирала. Длина портянки — сантиметров семьдесят, ширина — сантиметров двадцать. Обмотка — это такой же кусок ткани, как и портянка, только длиннее. И если портянка была вся внутри сапога, то обмотка — снаружи. И её надо было как-то закрепить, чтоб она не размоталась. А ведь солдату приходилось в таких штуках и бегать. А если обмотка в бою размотается, и солдат за неё запнётся. Это ж верная смерть.
У солдата в обмотку вставлена алюминиевая ложка. Снимок конечно не ахти, но... Я что-то вспомнил Валерия Егорова, брата своего деда. Он погиб на войне под Киевом. И у него была точно такая же алюминиевая ложка, обломок которой нашли потом школьники.
А это не громкоговоритель, это «акустическая» машина. Не знаю уж, как подобная машина официально называется. С помощью таких железных раструбов слушали небо, не летят ли вражеские самолёты.
Второй американский самолёт. Называется Б-25 «Митчелл». Этот чуть покрупнее. Кстати. Товарищ Сталин просил у американских союзников и большие бомбардировщики. Четырёхмоторные. Но союзники таких самолётов ему не давали. Боялись утечки передовых технологий. И как Сталин решил этот вопрос с развитием стратегической авиации — вы, наверное, знаете.
Экипаж самолёта и военная машинка «Виллис». И если немцы ставили упрощённые кузова на гражданские автомобили, то наши союзники проектировали такие машины с нуля, специально под военные нужды.
Лётчики получают боевое задание или докладывают о его выполнении.
-Все объекты разбомбили мы дотла.
Такие самолёты использовались в советской дальней авиации. И опять же упоминается, что они были лучше, чем наши Пе-2 и Ил-4. Американские Б-25 составляли пятую часть всех наших бомбардировщиков дальней авиации, которые воевали на фронтах Великой Отечественной.
Нос самолёта. Сравните с носом А-20 и его шестью пулемётами. Тут пулемёт только один. Зато виднеется чудовищных размеров пулемётная лента.
А это транспортный самолёт «Дуглас» DC-3. Он же Ли-2. Оказывается, его строили по лицензии не только у нас, но и в Японии. Каждый житель города Новоуральска знает, что во время войны у нас выпускали запчасти именно для таких самолётов. Не очень сочетается — американский самолёт и надпись «Уральский рабочий». В табличке подчёркивается, что такие самолёты не только строили в СССР, но и поставляли непосредственно из Америки.
Если бы его в табличке обозначили как Ли-2, то было бы понятнее. Вот собрали уральские рабочие деньги на самолёт, отправили их а Ташкент, где строили такие самолёты, и в честь этого его так назвали. А тут получается, что уральские рабочие оправили собранные деньги в США. Такое вряд ли бывало.
На самолётах Ли-2 выполнялось большинство перевозок грузов для действующей армии. На них доставляли продовольствие блокадному Ленинграду. С них же снабжали всем необходимым партизанские отряды, действующие в тылу врага. Сценка с двумя девушками изображает как раз такой момент. Девушки складывают парашют, с помощью которого партизанам будут сбрасывать грузы.
Жаль, что внутрь самолёта не пускают.
У самолётов Ли-2 в нашей стране был долгий век. Впрочем, как и у их собратьев в США. Такие самолёты работали по всему миру, их использовали в полярной авиации на Севере и в Антарктиде. Настолько удачной оказалась их конструкция, пережившая десятилетия интенсивной эксплуатации
А это летающая лодка «Каталина».
Почему-то у меня название этого самолёта прочно ассоциируется с Кусто. Жак Ив Кусто летал в свои многочисленные экспедиции в Африку или на какие-то острова как раз на «Каталине». После войны много таких самолётов было списано из армии, и учёный одну летающую лодку купил и приспособил для своих нужд. Помню, летят они над Африкой, над Нилом, а под крылом, далеко на земле медленно шагает слон.
Под крылом самолёта беседуют двое военных. Почему-то я назвал их летчик и боцман. Боцман справа, с усами, в чёрной флотской фуражке. А в руках у него металлический портсигар. Портсигар — это тоже слово ушедшего века. Так называли металлическую плоскую коробочку, в которой хранились папиросы или сигареты. Сегодняшние курильщики наверное думают, а зачем сигареты перекладывать из пачки в эту самую коробочку, время тратить. А в то время было понятно. Сигареты — ценность, их нужно беречь. А то упадешь или прислонишься к чему-нибудь, бумажную пачку-то и раздавишь. В портсигаре же они сохранятся.
Самолёты «Каталина» изготавливали в Таганроге по лицензии, а также их поставляли напрямую из США. Они использовались для разведки, охоты за кораблями и подводными лодками противника, для транспортных и спасательных операций. Их было построено и поставлено в СССР не так и много, менее двухсот.
Были в нашей стране и отечественные летающие лодки. Одна из них досталась музею в виде жутких обломков. Смогут ли реставраторы собрать из этого самолёт — Бог весть. И эти обломки — единственное, что осталось от гидросамолёта МДР-6 (Че-2) конструкции Четверикова.
При жизни самолёт выглядел так.
От этого самолёта сохранился лишь обрубок. Может быть, существуют и ещё части, и может быть, даже здесь, в Пышме, но посетители музея об этом не знают. Скорее всего, они есть, и недалёк тот день, когда самолёт соберут полностью. Называется он «Авро 683 Ланкастер». И это единственный из четырёхмоторных самолётов, выставленных здесь. Это основной английский самолёт — бомбардировщик времён войны. В СССР подобные самолёты не поставлялись. Такие самолёты бомбили Берлин, и именно от них прятались в бункеры Штирлиц и другие герои «Семнадцати мгновений весны». В фильме это упоминалось — летят англичане.
Я сейчас думаю, а будет ли в музее место для такого гиганта.
Наверное, это оригинальная окраска самолёта. И надписи, и рисунок тоже. Полуголая девушка с подписью «Наша прекрасная крошка». Западные наши союзники любили разные эротические картинки. Как говорили сами англичане в дни войны: «Стоит нашей крошке снять трусы, и армия наша займёт ещё один город». Так самолёт выглядел в свои лучшие дни. Конечно, это не тот самолёт, что в музее, но «прекрасная крошка» есть и на нём. Сидит верхом на бомбе.
И наконец, единственный здесь советский самолёт-бомбардировщик. Единственный среди «импорта». Это Ту-2.
Странно. Советских самолётов-бомбардировщиков на войне было довольно много. Прежде всего, конечно Пе-2 и Ил-4. Были ещё Пе-8 и Ер-2. Но ни один из них не удостоился чести стоять здесь, в зале. Пе-2 есть, он стоит на улице, а вот Ил-4 нет вообще. Не знаю уж, с чем это связано.
А я на этом, пожалуй, остановлюсь. Конечно, многое осталось за кадром. И я обязательно вернусь к экспонатам музея.