И снова Виктор Шамиров. Два неоднозначных фильма.
crazy_reader — 20.06.2024 Виктора Шамирова я взял «на прицел» после сериала «Большая секунда». Оказалось, что один его фильм, «Игра в правду», мне уже был знаком, но глубокого следа от него не осталось. По горячим следам глянул тогда и более раннюю его ленту «Со мною вот что происходит», на чём и успокоился. Как оказалось, до поры до времени. Небольшой отзыв в соцсетях на картину «Упражнения в прекрасном» стал толчком, ещё раз бросившим меня в мир Шамирова (хм, как интересно получилось!). Разгорячившись, после «Упражнений...» посмотрел ещё и «Дикарей». Коротко о впечатлениях."Упражнения в прекрасном", 2011
Начну с «Упражнений...». Сюжет прост. Четыре явно не звёздных актёра едут на гастроли в провинцию, чтобы поправить своё материальное положение. Чёс, как они сами называют этот процесс. Фильм снят по мотивам пьесы с вытекающими последствиями — действие, большей частью, проходит в небольших замкнутых пространствах и с небольшим количеством действующих лиц. Показана закулисная жизнь актёров. Будни гастролирующего коллектива с разговорами, пьянками и выяснением отношений. Иронично и с любовью. Актёры без грима, без театральных костюмов и без чужих текстов совсем как люди. Не лучше и не хуже. Одни из нас. Но среда у них нервная, токсичная… Конечно, не всё отшлифовано и подогнано так, как в «Большой секунде» - не сразу пришло мастерство к молодому
"Дикари", 2006
Второй фильм может показаться пошлым. И не просто пошлым, а нарочито пошлым. Основания для такой оценки есть, но они снимаются заключительными кадрами, о чём скажу ниже. Дикари — слово многозначное. Так называют людей, близких к первобытному состоянию. Но у нас в стране это ещё и люди, которые едут к морю (обычно), живут там в палатках или в машинах для того, чтобы погружение в природу было максимально полным. Хотя, возможны и более прозаичные варианты (не буду о грустном).
Мы видим разношёрстную группу людей, к которой слово «дикари» можно применить сразу в двух указанных чуть выше смыслах. Отдыхающие, сбросившие одежды цивилизации. Сбросившие одежды и в прямом смысле - даже Гоше Куценко пришлось обнажиться ненароком, показав для верности свой зад (простите, песня навязчивая). Из благ цивилизации наши дикари оставили себе только водку и презервативы. А больше им и не надо, потому что, если выжать морскую воду, то их отдых сводится к использованию двух этих предметов. Остальное отброшено как ненужное. Эти люди даже свои имена оставили в той жизни - теперь у них клички. Бежать от старой жизни - так бежать, без всяких компромиссов. Настолько далеко, насколько это возможно.
Не буду говорить за всех, но заключительные кадры, которые пошли уже параллельно с титрами, перевернули моё прочтение фильма. Предыдущее действие собралось в единое целое и приобрело смысл, который до самой последней секунды так явно не просматривался. Скажу так - главная цель фильма не впечатления (хотя и они тоже), а вопросы, который хочется задать. Режиссёру — что он хотел сказать своей работой, а себе, как зрителю, — что я увидел. Поясню.
То ли Шамиров хотел показать истинную природу человека, которую кое-как ещё сдерживают рамки цивилизации, но которой в этих рамкам тесно и которая, если их ослабить, тут же вырвется наружу. Как, например, это произошло в детьми в известном романе «Повелитель мух». То ли режиссёр хотел сказать, что человеку временами необходима разрядка от давления норм и правил. Побесился три-четыре недели — и опять в костюм с галстуком. А, может быть, тут и ещё что-то зарыто. Хорошие фильмы — это не таблица умножения, в которой на каждый вопрос есть только один правильный ответ. Да и не только фильмы, жизнь такая же хитрая штука. Тоже хороший фильм.
Рекомендую оба.
==============