И снова про танк из реки Воря
iam_krasnoyarsk — 11.10.2024 На днях историк yuripasholok на своемСобственно ссылка на его статью под названием "Сборный КВ с Поклонки".
В этой статье речь заходит и о лобовой части корпуса танка КВ-1, которую 2009 году группа товарищей во главе с Романом Алымовым извлекла из реки Воря. В дальнейшем на её базе и был создан корпус макета для Поклонки.
Кроме того, историк Пашолок рассказывает и о "казусе" с серийным номером танка из Вори. Естественно опять в стиле Это не я, это он.
Поэтому мои пояснения по данной истории просто необходимы.
Итак, что же пишет Пашолок о лобовой части корпуса танка из Вори для широкой публики пятнадцать лет спустя.
Сначала речь идет о истории о принадлежности этого КВ-1 и обстоятельствах его гибели. И здесь я даже не готов утверждать, что историк Пашолок, как распоследний воришка-рерайтер, сдул эти подробности из моей записи 2015 года (ссылка).
Возможно эти подробности были известны в очень узких кругах, так как, если верно вспоминал в 2015 года, нечто похожее когда-то еще в курилке почившего в бозе старого ДИШа после одного из обсуждений матчасти с бывшим сотрудником ЦМ ВОВ мне кто-то говорил, что этот танк опрокинулся в реку и при этом погибли люди. Или же Пашолок вел собственное подпольное расследование судьбы этого танка.
И, как можно, заметить в вышеприведенном фрагменте историк таки признает, что танк КВ-1 из Вори был выпущен в Челябинске, а не в Ленинграде. А далее рассказывает о "казусе" из-за которого он сначала длительное время на различных форумах утверждал, что этот танк был ленинградский, а затем мужественно и не очень терпел моральный ущерб за эти свои утверждения.
Как оказалось, во всем виноват
К сожалению, это очередные сказки Пашолока. Тут даже финтить с номером начал. Изначально утверждалось предельно конкретно, что был найден номер 5005.
Напомню, что в конце 2013 году после очередной истерики этого бывшего сотрудника ЦМ ВОВ на форуме ВИФ, а также попыток другого уважаемого историка dr_guillotin подставлять ему костыли, я подробно осветил историю создания макета танка КВ-1 для Поклонки со всеми её "вторичными половыми признаками" (©, Пашолок, 2009).
Так что далее процитирую эту запись 11-летней давности:
"В 2009 году группа товарищей во главе с Романом Алымовым извлекла "морду" из речки.
"Морда" была передана в Центральный музей Великой Отечественной Войны (ЦМ ВОВ) для постройки на её базе макета корпуса танка КВ-1. Макет корпуса, видимо, предполагалось скрестить с имеющейся в музее башней от танка КВ-1с.
Однако, в дальнейшем, планы музея изменились. Якобы на верхнем лобовом листе корпуса нашелся заводской номер танка - 5005. Работа в ЦАМО позволила сотрудникам музея установить, что танк с номером 5005 был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе в августе 1941 года и в том же месяце отправлен на ст. Кубинка.
На базе полученной информации было принято решение воссоздавать на базе "морды" экранированный танк КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года целиком вместе с новодельной экранированной башней. Что и было поручено одной фирме.
В ходе строительства экранированную башню решили не делать из-за финансовых затруднений и вернулись к варианту с башней от КВ-1с. Макет был изготовлен к маю 2010 года и установлен на площадке техники в ЦМ ВОВ...
...В общем, макет в ЦМ ВОВ мог стать неплохим собирательным макетом челябинских танков КВ-1. Если бы не дополнительные броневые листы на бортах корпуса, доставшиеся макету в "наследство" от экранированного танка КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года с заводским номером 5005.
Как же так получилось, что передняя часть танка выпуска ЧКЗ зимы 1941/42 года оказалась "выпущена" в Ленинграде в августе 1941 года? Не знаю. Видимо, сотрудники ЦМ ВОВ смотрели не на железо, а в документ ЦАМО. При обсуждении данной "морды" на ВИФе в 08/09 годах казалось совершенно очевидным, что "морда" челябинская, т.к. челябинские и ленинградские танки имели существенные отличия".
Информация о том, что именно музейные товарищи хотели экранированный КВ-1 получена собственно от упомянутого подрядчика либо его представителя на одном из форумов, где подрядчики потом распродавали излишки копаных запчастей. Было составлено соответствующее техзадание, а свою конструкторскую документацию подрядчик разрабатывал на базе обмеров танка КВ-1 в ЦМВС.
Теперь насчет найденной на лобовом листе "4-значной цифры, которая начиналась с 5". Ниже привел фотоснимок Романа Алымова с подобным номером с нижнем лобового листа корпуса. Это номера бронедеталей (50-609 - лист лобовой нижний, 3465-5 - его серийный номер).
Подобные же цифры есть и на верхнем лобовом листе. Один из них был принят только что набранным по объявлению сотрудником ЦМ ВОВ за заводской номер танка. Далее похожий номер нашелся в только что найденных им в ЦАМО РФ и неизвестных широкой публике документах по отправкам с ЛКЗ в августе 1941 года. Далее поделился этой ценной информацией с новым начальником отдела открытой экспозиции и пошла работа на макетом.
В общем, начинающий тогда историк Пашолок хотел как лучше. Его ошибка состояла лишь в том, что он понадеялся на свои весьма скудные познания в матчасти и сенсационные "документальные документы ЦАМО РФ" (©, проект Немиров-41). В итоге два макета танков КВ-1, которые собирали, в основном, на базе челябинских запчастей, получили бортовые экраны а-ля экранированный танк КВ-1 выпуска Ленинградского Кировского завода.