И снова об образовании и бюджетах

топ 100 блогов belik27.04.2010 Спасибо всем тем, кто ответил на мой вопрос относительно платного образования в России в будущем: дал разные ссылки, коментарии и мнения. Тема почему-то прошла мимо меня - вернее, я даже знаю, почему, но об этом позже. Почитала все, что вы мне дали, и как минимум согласна с тем, что молчать нельзя. Надо говорить, задавать вопросы, пытаться понять, дергать, теребить и не спускать на тормозах. Потому что и правда ведь - небольшая тихая революция прямо у нас под носом. При этом я не специалист и не хочу утверждать, что революция эта плохая, гибельная и бла-бла-бла, что за всем стоит кровавая гэбня и прочие ужасы. Нет, обычные наши чиновники, которые проворачивают махинации в только им пока ведомых интересах. Мы с вами, как всегда, все поймем и узнаем позже, когда уже останется только разводить руками.

Прежде всего, я почитала законопроект и хочу сказать: те френды, которые тоже почитали и все поняли, все там посчитали и увидели - они гиганты мысли. Я - обычный простой человек, не работник бюджетной и образовательной сферы, вообще с улицы, то есть. И подобные законопроекты - этот и все остальные - выше моего понимания. Я не держу в голове все эти п.1, 47, 158 закона № 678, в которых слово "А" надо заменить на слово "Б", и читать теперь не так, а этак. На втором параграфе мой мозг сломался и потребовал пощады плюс разбора компетентными людьми. Единственное, что я вынесла оттуда - массовое изменение бюджетного на казенное. Кто мне разъяснит, в чем нюанс? То есть то, что ранее считалось государственным или же на что государство давало деньги, оно переходит в собственность учреждений - или как? В общем, мне очень правильно сказали в комментариях к тому посту: первоисточник читать бесполезно без специальной подготовки и юридического понимания вопроса, потому что небольшой п.10 может кардинально изменить вообще всю твою жизнь, а ты и не поймешь.

Я пошла по ссылкам, чтобы понять хотя бы, о чем идет речь. Как выяснилось, самое главное в ситуации то, что четкого понимания вопроса нет вообще ни у кого. Но ок, надо же как-то разбираться. Вот тут пытаются просто разложить законопроект понятным языком. На сайте единоросов - новость ИТАР ТАСС, тоже излагающая, без эмоций. Главное, что можно отсюда поянть: речь идет не только об образовании, а о бюджетной сфере вообще - больницы, музеи, бибилотеки и т.п. Эти учреждения будут делиться отныне на бюджетные, казенные и автономные. Если верить комментаторам, бюджетными и казенными останется узкий список учреждений, все остальные будут отпущены в свободное плавание. Им дается возможность получить госзаказ, на который государство выделит деньги, а на все остальные свои нужды они должны зарабатывать деньги сами. Надеюсь, я правильно поняла то, что предлагается.

Теперь давайте с комментариями. В журнале "Эксперт" автор разбирает ситуацию, задается вопросами и делает неутешительные выводы. Особенно много вопросов, конечно, в связи с переводом на подобную схему образовательных учреждений. Именно отсюда пошла тема платного образования: в автономных учредждениях будет минимум бесплатных уроков, а все остальное - за деньги. У меня в дискуссии были возмущения на тему - откуда берутся цифры?! Вопрос закономерен - цифры сейчас взять неоткуда. В том и ужас: НИКТО сейчас ничего посчитать нормально не может. Это именно ужас, потому что перед принятием подобных законов должна уже быть продумана четкая прозрачная финасовая схема. А мы что видим? Кукиш, правильно. И без учета инфляции.

В газете "Коммерсантъ" сделали то, что нужно было сделать: побеседовали с министром образвоания Андреем Фурсенко. Министр сказал очень важную вещь, которую пропускать мимо ушей нельзя ни в коем случае: изменится уровень ответственности. Там речь идет, конечно, об ответственнсоти школ и вузов, но читая дальнейшие комментарии в других источниках, видишь следующее: государство снимает с себя отвественность за автономников. Меня лично настораживает именно это. Вы представляете себе, что означает подобная формулировка в России?

Вообще именно этот нюанс очень важен: соприкосновение теории с российской действительностью. В самом законопроекте вроде как и нет ничего крамольного: попытка преобразовать бюджетную сферу напрашивается уже давно. Тут важно, каким образом закон начнет претворяться в жизн. Вот вам, пожалуйста, другая дискуссия на эту тему: рассматриваются вопросы о том, почему выбраны такие сроки и зачем вообще ве это надо. Очень интересно про Минфин почитать и их позицию.

По поводу школ и их самостоятельности: да, есть сторона медали, когда в косности и бедности виноваты сами школы. Я работала в пресс-службе Минобрнауки, ездила на всякие слеты учителей и видела директоров школ и тех, кто отвечает за нацпроект "Образование" на местах. Всюду - разная ситуация. Есть те, кто горит делом и готов вертеться, есть те, кто кривится при слове "интернет". Это понятная проблема. Некоторые школы живут припеваючи, потому что их директора прекрасно умеют вертеться. Но беда в том, что прирожденных бизнесменов мало ведь. На каждую школу не напасешься. И вовсе не все школы-вузы должны быть "вау-вау" и мигать карнавальными лампочками.

Вот в этом ЖЖ автор собрал адекватную подборку законопроектов, уточнений и прочих деталей. Повторается тема устранения ответственности государства, например - если кто-то не поверил.

Я из всего этого поняла только то, что как раз не очень хорошо поинмаю, что и почему происходит - и, главное, чем нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО все это грозит. Мне смущает, как я уже писала, формулировка "устранение от ответственности". Смущает момент постановки учреждений аля библиотека, музей, больница и школа в ситуацию принудительного заработка денег. Реально - как будут зарабатывать библиотеки? Про школы мы поняли - платные уроки по максимуму. Причем, дорогие родители, обратите внимание, ваши деньги пойдут как бы на вашего ребенка: за его право посещать занятия. Никто не говорит о том, что учителя будут получать хорошую зарплату и престанут брать с вас еще и за свет и воду. То есть ситуация с этим платным образованием непонятная ВООБЩЕ - тем и пугающая.

Еще меня настораживает тот момент, что о подобном законопроекте едва слышно в прессе. Поясню: имеется ввиду так, как с ЕГЭ - чтобы даже если ты не читаешь газет, не смотришь постоянно телик, ты все равно бы где-то и как-то слышал и знал, что это за аббревиатуа. Тут же - скромные материалы в избранных местах. Выше в "Эксперте" уже высказали мнение, что так оно и задумано: чтобы народ не успел разобраться. Не знаю - возможно, это и так. Я помню, что про ЕГЭ и монетизацию лилось отовсюду, из всех щелей - и не хочешь, будешь знать. Здесь же вообще нет адекватной информации.

Короче, я пока обо всем этом думаю не очень хорошо. Ничто из вышеперечисленного не убедило меня в том, что все делается с грамотным подходом, точными расчетами, всесторонним исследованием проблем бюджетной сферы и ради всеобщего блага страны. Возможно, я что-то упустила, и вы мне дадите ссылки на информацию с другой стороны баррикад. Но пока что мне видится развал аля "перестроечные" времена: когда надо было что-то делать - и сломать вроде как казалось проще...

АПД: Вот здесь еще практики почитали закон, разобрались и обращаются к президенту. Для полноты ваших мнений, так сказать...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
я боевая мышь! меня не ...
МИХАИЛ САВИЦКИЙ Девушка с капустой 1962       Сходили в галерею Михаила Савицкого. Сфотографировал для себя некоторые из его картин, ибо в цифровом виде их почти нет. А те, что есть – наиболее дурацкие из нарисованных им. Кучи трупов, живые скелеты в ...
Синопсис: МОСКВА, 15 февраля. /ТАСС/. Оптимизация численности космической отрасли РФ за 2019-2021 годы составила 8,8%. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора Роскосмоса Максим Овчинников в опубликованном во вторник интервью газете "Ведомости". Бла-бла-бла... ...
1. Незаметно, тихой сапой, меня перевели на зимнее время. Я, как обычно, не просила, но кто бы меня спрашивал. В результате я, как жаворонок, еще гаже, чем обычно: теперь я просыпаюсь в половине седьмого и час жду будильника, чтобы принять свои таблетки - их я тоже волевым усилием перевела ...
Работы Халида Хана ...