И снова о депрессии

A. На этот вопрос есть несколько ответов.
1. Да, конечно. Это и сейчас так, мне кажется.
2. Да, конечно. Ситуация, я думаю, примерно аналогичная остальной медицине. С одной стороны, медицина научилась лечить очень многое и сделала людей счастливее, с другой стороны, раньше больные просто быстро помирали, так что процент здоровых людей среди живых был выше.
3. Уровень занятости. По большому счёту, депрессия – это болезнь сытых людей. Когда много свободного времени, есть возможность порефлексировать и попереживать из-за собственной кажущейся ничтожности. Когда человек занят выживанием – ему не до депры. С другой стороны, лучше депрессия, чем голод и война, так что тут я тоже вижу прогресс.
4. Образ жизни и род занятий. Свежий воздух, режим дня и физический труд в компании живых людей очень мощно помогают от депры, а сидение взаперти за компом со сбитым режимом мощно её провоцирует. Тут регресс, конечно.
5. Урбанизация. Лучше жить в деревне, в окружении природы и живых людей, чем в городе, в окружении бетонных коробок и безликих толп. Регресс.
6. Климат. Хуже Москвы в этом смысле только Питер и заполярье. В тёплых странах всё ощутимо лучше. И в этом смысле за века вряд ли что-то изменилось.
7. Культура. Западная культура (сиречь, «голландский путь», вспоминаем XVI: Шаг в Бессмертие), с её акцентом на индивидуализм и «личный успех» – депрессивна. Русская культура, с её домостроем, патриархальностью и передаваемыми из поколения в поколение вопиющими косяками воспитания – депрессивна тоже. Советская культура вполне сознательно пыталась быть лучше в этом плане, но не осилила, и в итоге по многим параметрам плющила людей ещё похуже русской традиционной. Короче, Россия – депрессивная страна, а русские – унылые, в американском английском есть даже прилагательное russian, означающее "унылый, кислый". Мы – дети нашей культуры. Затрудняюсь сказать, в каком мы тут положении относительно предков.
8. Священники. Хороший священник в изрядной степени делает ту же самую работу, что и хороший психолог. Плохой священник может вогнать человека в депру ещё глубже. Не знаю, какова статистика в этом смысле сейчас, и какова была раньше.
Как-то так.
Что я упускаю?
Update:
Q. Как страшно жить!
Ага. А ещё люди не очень знают, что такое депрессия, и считают, что то, что с ними происходит, норма. И думают, что они действительно такие плохие, как они о себе думают – сколько бы окружающие ни твердили им обратное, приводя веские аргументы. И думают, что так будет всегда и с этим ничего нельзя сделать. Или всю жизнь пытаются что-то изменить, но каждый раз откладывают, или не справляются, потому что нет сил, и казнят себя за лень и малодушие, и продолжают искренне верить, что «нужно просто собраться и сделать, эх ты, тряпка!», чем ещё более усугубляют своё состояние. Вот это страшно.
|
</> |