рейтинг блогов

И снова о цитировании.

топ 100 блогов thor_200605.07.2024
      Князь В.Ф. Одоевский (1804-1869 гг.), как о нем пишут – последний представитель древнего рода, автор философского романа "Русские ночи", журналист, философ, редактор, историк науки, литературный и музыкальный критик, композитор, изобретатель, педагог:

Что толкуют гг. славянофилы о каком-то допотопном славяно-татарском у нас просвещении, то пусть она при них и остается, пока они не покажут нам русской науки, русской живописи, русской архитектуры в допетровское время; а так как, по их мнению, вся эта допотопная суть сохранилась лишь у крестьян - т.е. у крестьян, не испорченных так называемыми балуй-городами, как например Петербург, Москва, Ярославль и др., - то мы можем легко увидать сущность этого допотопного просвещения в той безобразной кривуле, которой наш крестьянин царапает землю на его едва взбороненной ниве, в его посевах кустами, в неумении содержать домашний скот, на который ни с того, ни с сего находит чума, так - с потолка, а не от дурного ухода; в его курной избе, в его потасовке жене и детям, в особой привязанности свекров к молодым невесткам, неосторожном обращении с огнем и, наконец, в безграмотности. Довольно, Допотопное просвещение во всей красе своей

      Правда, в этой цитате обрезан конец – а он таков:

А между тем Русский человек все таки первый в Европе… В нем будет прок, но это еще впереди, а не назади

я чуть обрезал концовку цитату за счет несущественных подробностей), но не суть, ибо здесь главное в другом. Первое, на что стоит обратить внимание – негативное отношение князя к культуре допетровской Руси – типа, не было там ни науки, ни живописи, ни архитектуры, чтобы там не говорили славянофилы. Довольно странное, с его стороны, утверждение, поскольку он мог самолично наблюдать и видеть ту же старую архитектуру в той же Москве, в которой он провел немало времени. Он же являлся неутомимым собирателем и хранителем русской старинной церковной музыки, что также как-то не слишком вяжется с столь категоричным утверждением. Ведь, если вести речь об архитектуре, тут никак не обойтись без, скажем так, «протонауки» - возвести храм без опоры на весьма приличную сумму технических и практических навыков, осмысленных и отрефлексированных, никак невозможно, и это применимо и к Средневековью, и к раннему Новому времени (что к XVI впеку, что к XVII – а хотя бы вспомнить про пресловутое «нарышкинское барокко»).
      Живопись – если, конечно, подходить к русской иконописи с мерками европейской живописи эпохи Ренессанса и раннего Модерна, то, конечно, человеку, воспитанному в этой новомодной традиции, понять суть иконописного образа будет сложно, если вообще возможно – это другой, параллельный, если хотите, мир, имеющий иную цель, сверхзадачу. Но перестает ли иконопись от этого быть живописью? Вопрос представляется риторическим, тем более если вести речь о лучших ее образцах. И не стоит забывать все же, что по мере нарастания секулярных тенденций в русской культуре XVII века, в особенности во второй половине столетия и ближе к его концу, постепенно меняется и живопись, которая становится более мирской и по форме, и по содержанию. Неправ князь, ох как неправ, хотя, с другой стороны, его суждения в общем отражают уровень историко-культурного развития русского общества (понимая под ним тот тончайший слой элиты, который сформировался как результат последовательной политики европеизации и вестернизации, сопровождавшийся замещением основ традиционной культуры заимствованной. Кстати, давно еще, на заре своего пребывания в Сети, писал о том, что петровские преобразования разорвали преемственность культурной традиции в России именно в этом едва ли не важнейшем ее фрагменте).
      А теперь о втором, о пренебрежительном отношении к русскому мужику и к его традиционной культуре (обыденной!). Здесь впору вспомнить про пресловутого «колосса на глиняных ногах» (по первости именно на эту вторую часть я и хотел обратить особое внимание и назвать очередной пост-размышление именно так, но затем передумал, ибо тут нужно нечто иное. Кстати, забрал вчера на почте «Российскую империю от традиции к модерну» Миронова, который таки отрицает, что Империя была тем самым колоссом на этих самых ногах, при этом ловко уходя от ответа на вопрос – почему же тогда колосс развалился за три дня, если все так было замечательно?).
      Так вот, про колосса, который стоит на шатком основании. Все же я не соглашусь с Б.Н. Мироновым. Старая Россия таки была тем самым колоссом на глиняных ногах, и, как ни странно, но такое ее определение имеет право на существование. И я бы связал этот феномен именно с петровскими преобразованиями, когда его трудами и усилиями была создана Россия двух контуров, которые связаны были друг с другом весьма необычно – грубо говоря, как колонизаторы (первый контур в лице европеизированной элиты и ее «обслуги», европеизированной в той степени, которая была необходима для управления вторым контуром) и колонизированные и, само собой, эксплуатируемые (а это у нас, выходит, большая, грубо 90 с копейками процентов остального населения богоспасаемой Империи). Первый контур довольно быстро по историческим меркам (примерно за столетие – полтора, ко временам Николая Павловича) перешел от Традиции к Модерну (сперва экстерьерно, обличьем, потом интерьерно, ментально – пусть и не полностью, но все же).
      Второй же контур так и не смог преодолеть ту перегородку, которая отделяла его от первого ни экстерьерно, ни интерьерно (нет, к концу существования Империи и даже раньше отдельные представители этого второго контура и даже отдельные социальные группы и страты смогли, пусть и частично, сделать это, но большая часть мужиков деревенских – нет). В итоге наметившийся в начале XVIII в . разрыв между двумя этими контурами, развивавшимися с разными скоростями и в разных направлениях, только нарастал, достигнув к началу XX в. размеров непреодолимой пропасти. Россия в начале ХХ в., как и Стамбул, действительно была страной/городом контрастов. Передовые формы политической, экономической, социальной и культурной жизни соседствовали с чрезвычайно архаичными (теми самыми, о которых и писал князь Одоевский), причем первые подвисали в воздухе, будучи не укорененными в «почве» и сохраняли характер оранжерейных, нуждавшихся в особой заботе и подкормке со стороны «единственного европейца», который вступал в роли, гм, «катехона», защищающего мир первого контура от хаоса и анархии. И когда наш колосс столкнулся с вызовом со стороны тех государств, которые продвинулись по пути преодолении традиции и перехода к Модерну дальше, чем он, то глиняные ноги подломились под тяжестью испытаний и наш колосс с грохотом рухнул.

И снова о цитировании. Repin_17October


      Справедливости ради отметим, что Первая Мировая война наглядно показала, насколько опасно запаздывать с переходом от Традиции к Модерну – пусть Кайзеррейх и Двуединая монархия как будто продвинулись по пути преобразований дальше империи Российской и тем более Османской, однако все равно этого оказалось недостаточно, и все четыре империи с разницей в год развалились.
      Вот такая вот вышла философия истории…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Пока я прохлаждался в каталажке, в стране чудес произошëл вооружëнный мятеж. Судьба власти в какой-то момент повисла на волоске, вагнеровцы имели реальные шансы прорваться к Москве и помойными тряпками разогнать вставших у них на пути вояк, гвардейцев, и прочих кадыровцев (заведомо ...
Шестилетний ребенок третий день требует яйцо на сковородке, позавчера съел 3 штуки, вчера 4, сегодня 2, но еще не вечер. Причем желток должен остаться жидким. Это не отменяет нормальный рацион типа каши на завтрак, супа на обед, йогурта на полдник. Яйца идут в довесок. Я пока не против. ...
Третья жена Булгакова провела с писателем последние годы его жизни. Именно она добилась, чтоб после смерти Михаила Афанасьевича были опубликованы запрещенные до того произведения. ...
Эта свежий реальный рейцепт. Одна моя знакомая Л., настолько знакомая, что вот это вот всё я знаю, жила себе поживала с мужем и с двумя сыновьями безбедно и долго, как вдруг, БАЦ.. в общем узнаёт, что муж её В., по совместительству депутат орлецкого законодательного собрания, косячил с ...