И снова - как в 90-х: угольная отрасль в беде

топ 100 блогов augean_stables24.04.2024 Загнать себя в уголь. О судьбе самого популярного в России источника энергии

И снова - как в 90-х: угольная отрасль в беде
Фото Nikolay Kovalenko / UnsplashФото Nikolay Kovalenko / Unsplash

В который раз уже в истории нашей страны судьба угольной промышленности становится настолько важной, что о ней начинают говорить далеко за пределами самой отрасли. Вот и сейчас в средствах массовой информации появилось множество публикаций об очередном кризисе на рынке угля.

Специалисты предсказывают резкое падение заработка угольщиков, перекрывающее хорошие продажи прошлых лет. Цены падают, логистика дорожает, а кредиты при нынешней ключевой ставке брать просто невозможно. И в этом есть своя правда.

Начнем с анализа цен. Чтобы посмотреть, как менялись мировые цены на уголь, возьмем один из популярных отраслевых индексов Newcastle Coal Futures.

И снова - как в 90-х: угольная отрасль в беде
Динамика цен на уголь Newcastle Coal Futures Price

С начала «спецоперации» цены на уголь стали расти и держались на очень высоком уровне вплоть до начала 2023 года. Однако затем наступило их резкое падение, и сейчас они держатся на уровне, примерно на 20% превышающем доковидные значения. С учетом инфляции цены вернулись на свой нормальный уровень.

Казалось бы, ничего страшного для российских угольщиков не произошло. Но, во-первых, с августа 2022 года российские компании были лишены возможности поставлять уголь в Европу, на долю которой в 2021 году приходилась почти четверть угольного экспорта России. Еще несколько процентов приходилось на поставки в Украину.

И снова - как в 90-х: угольная отрасль в беде
Направления продажи российского угля, 2021 г.

Сейчас на долю в Азию приходится уже более 80% всех экспортных поставок российского угля, а доля Европы, наоборот, упала до 1%.

В результате в 2023 году перевозки угля по Восточному полигону (БАМ и Транссиб) выросли на 6%, в то время как перевозки на Юг и Северо-Запад сократились на 17%. Переориентация поставок угля привела к удлинению маршрутов и удорожанию логистики. Кроме того, под предлогом резкого роста цен на уголь, в 2022 году был отменен понижающий коэффициент на перевозку угля. В результате, по словам специалистов, железнодорожные тарифы на перевозку угля выросли с 2021 года на 111%. При этом зарплата в угольной отрасли поднялась на 56%. Правда, все это немного компенсировала девальвация рубля, но далеко не полностью.

Проблема состоит еще и в том, что железная дорога на Восток и так полностью забита, поэтому увеличение квоты на перевозку угля к портам Дальнего Востока и Приморья в ближайшее время выглядит нереальным. Ведь этим маршрутом идет основной поток экспортных грузов в Китай, навстречу которому движется китайский импорт. И хотя государство совместно с РЖД прилагает определенные усилия по расширению узких мест в железнодорожной сети, быстрого расширения перевозок в этом направлении ожидать не приходится.

При этом, надо сказать, что в России уголь вот уже более 100 лет является одним из основных грузов, перевозимых по железной дороге. Его доля в перевозках все это время составляла около трети всех грузов. Удивительная стабильность. За это время локомотивы перешли с угля на дизельное топливо и электричество, то же самое сделали и многие угольные тепловые и электростанции. Но уголь в России до сих пор остается одним из самых распространенных железнодорожных грузов. Впрочем, сейчас, похоже, ситуация начала меняться, причем, не в пользу угольщиков.

В принципе, ничего удивительного на рынке угля не происходит. Угольная отрасль давно уже прошла пик своего развития, и ее постепенно начинают вытеснять более эффективные источники энергии. Единственным сегментом, где спрос на уголь еще долго будет сохраняться высоким, сейчас остается Азия. Но азиатские страны и сами наращивают производство угля, так что конкуренция на этом рынке будет только возрастать. Смогут ли российские угольщики выдержать эту конкуренцию — вопрос открытый. Сейчас пока для отрасли прогнозируют убытки в размере 450 млрд рублей по итогам 2024 года. Конечно, можно вернуть угольщикам понижающие коэффициенты на железнодорожную перевозку, можно, наконец, дотировать угольные компании. Но в долгосрочном периоде угольным регионам придется выдержать тяжелую и болезненную реструктуризацию. И чем дольше будет замораживаться текущая ситуация, тем больнее будет откат.



Николай Кульбака
13:28, 21.04.2024

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
что последнее... крайнее в истории человечества каперское свидетельство было выдано правительством США экипажу дирижабля в начале 1942 г. Послушайте все - Ого-го! Эге-гей! Меня, попугая, Пирата морей!..* * Вокзал поездов ...
Товарищи фотолюбители, подскажите, нужен большой фоторюкзак! Не всегда получается взять два рюкзака, поэтому нужен один вместительный, чтобы туда влезло: 2 тушки, 5D2 и 1DM4, 6 объективов: 14, 24, 35, 85, 100, 135, вспышка с рассеивателем на всякий случай, по ...
Лапид построил свой успешный предвыборный кампейн на обещаниях улучшить жизнь среднего класса. Даже когда вдруг на свет божий выплыл огромный бюджетный дефицит, требующий серьезных сокращений уже в бюджете на 2013 год, Лапид утверждал, что он позаботится о том, чтобы средний класс не ...
Вчера в ТОПе висел пост о казанском трамвае, разогнавшемся до скорости больше 80 км/ч. Но оказалось, что это не трамвай разогнался, а  "утка" разлеталась.... Вот что еще вчера писали казанские интернет-СМИ. При чем уже часов около семи вечера... В казанских пабликах сегодня появилась ...
14 февраля, 18:00 masterok Про балет мы читали и слышали множество необычной информации. Это свой, частично закрытый мир. Однако многое из этого не соответствует действительности Вот, что рассказывает Игорь Цвирко, премьер Венгерского оперного театра и бывший ...