И Родина щедро поила меня березовым соком, березовым соком...
holera_ham — 05.11.2021Генерал-майор Павел Артеменко
Попал в плен 27 сентября 1941 года, при попытке выхода из огромного Киевского котла. До 29 апреля 1945 года сидел в концлагерях, был освобождён оттуда в состоянии дистрофии. С немцами не сотрудничал.
Тем не менее, спецпроверку Артеменко не прошёл. После длительного следствия Военная коллегия Верховного суда СССР 26 августа 1950 г. приговорила его к расстрелу. В 2004 году Павел Данилович был реабилитирован за отсутствием события преступления.
Михаил Белешев
возглавлял ВВС 2-й ударной армии Власова. 20 июня 1942 года командующий приказал выходить из окружения отдельными группами. В составе одной из таких групп из окружения пытался выйти и Белешев, но у него это не вышло.
До самого мая 1945-го генерал-майор авиации скитался по немецким концлагерям, а 29 декабря того же года после проверки в органах НКВД был арестован. Расстреляли его 26 августа 1950 года, реабилитировали – в 1957-м за отсутствием события преступления.
Павел Понеделин и Николай Кириллов
Генералы Понеделин и Кириллов попали в плен вместе, в Уманском котле. Первый – 7 августа, второй – 10 августа 1941 года. Фактов сотрудничества с врагом этих генералов, освобождённых в апреле-мае 1945-го из концлагерей, выявлено не было.
Тем не менее, 25 августа 1950 года их расстреляли. А в 1956 году – реабилитировали за отсутствием события преступления.
Иван Крупенников
В декабре 1942-го 3-я гвардейская армия, начальником штаба которой был генерал Крупенников, нанесла удар в тыл немецких войск в районе Миллерово. Часть 294-й пехотной дивизии вермахта смогла вырваться из сжимающегося кольца окружения, прихватив при этом командование З-й ГА.
Советские командиры ехали на двух легковых машинах и двух броневиках к хутору Коньков. В сумерках они не заметили группу гитлеровцев, которые обстреляли колонну и взяли генерала Крупенникова в плен. Следствие установило, что он якобы сдался добровольно, выдал известные ему данные о своей армии, в концлагере якобы преподавал в так называемом школе пропагандистов. В 1950 г. Крупенникова расстреляли, реабилитировали – в 1957-м за отсутствием состава преступления.
Не только генерал Крупенников угодил в плен в ходе наступления под Сталинградом. 22 декабря 1942 г. в районе Кантемировки группа советских командиров потеряла ориентировку и заехала на занятую немцами территорию, где попала под обстрел. Генерал Привалов был ранен осколками и взят в плен.
В марте 1943 года он согласился служить в кавалерийской части коллаборационистов и был освобождён из концлагеря. Но июле того же года Пётр Привалов пытался бежать к своим. Его поймали и снова отправили в концлагерь – теперь уже до конца войны. 31 декабря 1951 года его расстреляли, а в 1968 году – реабилитировали.
Генерал Сиваев попал в плен в 1941 году под Вязьмой, при попытке выхода из окружения. Спецпроверку СМЕРШ Максим Наумович не прошёл. Ему было вменено в вину то, что он выдал врагу сведения об организации железнодорожного движения в СССР, составлявшие военную тайну; а в концлагере учился на созданных немцами курсах пропагандистов. Максим Сиваев был расстрелян в 1950 году, а в 1957-м его реабилитировали.
Так встречала Советская Родина "пропавших своих сыновей..."
|
</> |