И о Пушкине тоже

Иначе ты покажешься мошкою на пирамиде—муравьем, который силится поднять яйцо орла.—Одним словом, как бы ни был велик и богат предмет стихотворения—он станет таким только в руках гения. Сладок сок кокоса, но для того, чтоб извлечь его, потребна не ребяческая сила. В доказательство тому приведу и пример: что может быть поэтичественнее Петра? И кто написал его сносно? Нет, Пушкин, нет, никогда не соглашусь, что поэма заключается в предмете, а не в исполнении!"
А. А. БЕСТУЖЕВ—ПУШКИНУ. 9 марта 1825. Петербург
— "Что свет можно описывать в поэтических формах—это несомненно, но дал ли ты «Онегину» поэтические формы, кроме стихов? поставил ли ты его в контраст со светом, чтобы в резком злословии показать его резкие черты?—Я вижу франта, который душой и телом предан моде,—вижу человека, которых тысячи встречаю наяву, ибо самая холодность и мизантропия и странность теперь в числе туалетных приборов. Конечно, многие картины прелестны,— но они не полны, ты схватил петербургский свет, но не проник в него. Прочти Бейрона; он, не знавши нашего Петербурга, описал
его схоже—там, где касалось до глубокого познания людей. У него даже притворное пустословие скрывает в себе замечания философские, а про сатиру и говорить нечего. Я не знаю человека, который бы лучше его, портретнее его очеркивал характеры, схватывал в них новые проблески страстей и страстишек. И как зла, и как свежа его сатира! Не думай, однако ж, что мне не нравится твой «Онегин», напротив. Вся ее мечтательная часть прелестна, но в этой части я не вижу уже Онегина, а только тебя. Не отсоветываю даже писать в этом роде, ибо он должен нравиться массе публики,—но желал бы только, чтоб ты разуверился в превосходстве его над другими. Впрочем, мое мнение не аксиома, но я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает русское сердце; а мало ли таких предметов—и они ждут тебя! Стоит ли вырезывать изображения из яблочного семечка, подобно браминам индейским, когда у тебя в руке резец Праксителя? Страсти и время не возвращаются —а мы не вечны!!!
—Озираясь назад, вижу мое письмо, испещренное сравнениями,—извини эту глинкинскую страсть,
которая порой мне припадает. Извини мою искренность, я солдат и говорю прямо, в ком вижу прямое дарование. Ты великий льстец насчет Рылеева и так же справедлив, сравнивая себя с Баратынским в элегиях, как говоря, что бросишь писать от первого поэмы,—унижение паче гордости 12. Я напротив скажу, что, кроме поэм, тебе ничего писать не должно. Только избави Боже от эпопеи. Это богатый памятник словесности—но надгробный. Мы не греки и не римляне, и для нас другие сказки надобны."
**
Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ
Разбор отрывка из трагедии Пушкина, напечатанного в «Московском вестнике»
"Новые похвалы ничего не могут прибавить к известности г.Пушкина. Его творениями, которые все обнаруживают талант разнообразный и плодовитый, давно восхищается русская публика. Но хотя и блистательны успехи этого поэта, хотя и неоспоримы его права на славу, — все же истинные друзья русской литературы с сожалением замечали, что он во всех своих произведениях до сих пор следовал постороннему влиянию, жертвуя своею оригинальностью—удивлению к английскому барду, в котором видел поэтический гений нашего времени."
-----------------
Я вот думаю. Можно ли по критическим статьям отличить наше все Дмитрия Быкова от нашего всего Пушкина. Не касаясь самих произведений. Я сразу сдамся и скажу, чтобы не возвращаться - тексты Быкова - на мой взгляд - не подлежат (моему) прочтению, это невозможно. При этом я сразу говорю - он человек очень талантливый, одаренный, организованный, техничный, профессиональный и вообще. У него прорва достоинств, о большинсте я и не подозреваю, наверное. Но есть какой-то антивитамин, который он съел - и потому читать его (мне) нельзя. Причем разбираться, в чем же именно состоит причина - достаточно вредно и скучно, я бы не стал этого делать. Мне однажды сказали: он очень быстро работает (время-строчки-деньги), черновиков у него нет и он изливает свой талант прямо так. Потому опытные любители и почитатели Быкова сразу отрывают от его романа первые страниц 200-250, и потом начинают читать. Говорят - не только не хуже, а только так и можно, он как раз расписывается к 200-300 странице и далее идет сносный текст. Я не пробовал, не люблю рвать книги, лучше выбрасывать целиком.
Но вот если утратить все произведения Быкова (да-да) и как-то спрятать в недоступное пока место все произведения Пушкина - можно по критическим статьям современников решить, кто чего стоит?
Если же нельзя, то. Говорят, поэт и писатель, автор, оценивается не идеями какими, не какой-то там шкалой вечных ценностей, не местом в пантеоне (ха, кто его туда назначает), а мнением людей. Как они скажут, значит - так тому и быть.
А ведь литературоеды давно должны были провести такие эксперименты. Делов-то, по Пушкину все собрано, собрать критику по Быкову (не важно, заменим на кого угодно) и подборку той же толщины проанализировать. Или результат и так ясен?
Да, не сердитесь - Быков хороший писатель, я его имя запомнил и помню, что есть чудовищное количество тех, кто его намного хуже. Непредставимо хуже. Он оттуда если - на неизмеримой высоте. Так что ругать его отнюдь не надо, а лишь почтить - таким вот тяжким сопоставлением.
Можно ли, читая (предположительно - умную) критику понять, кого критиковали - рядового и не замечательного или выдающегося гения?

![И о Пушкине тоже [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)