И о недалеком будущем...
augean_stables — 06.01.2024 Фильм "Сало", который снял в свое время Паоло Пазолини смотрится и по нынешним временам тяжело, впрочем он и снят для того, чтобы лупить зрителя с экрана по всем болевым рецепторам.Но речь сейчас не про это.
По сюжету на вилле где-то в Северной Италии времен муссолиниевской "республики Сало" - ударение на последний слог - четыре архетипичных и очевидно-фашистских персонажа - Герцог, Президент, Судья и Епископ собирают несколько десятков заложников - юношей и девушек, чтобы предаться с ними оргии "восхитительного ультранасилия".
Вроде бы все аналогии понятны и не раз расписаны - человеконенавистнический облик тоталитарного режима, институты государства, которые подавляют общество, но есть оттенки, в которых и суть фильма.
В круговороте оргий, пыток и казней неожиданно и без пояснения один тюремщик меняется местами с заключенным, потом еще несколько - и это воспринимается в логике пляски смерти абсолютно естественно. То условный Герцог насилует кого-то, то кто-то неожиданно начинает пытать условного Герцога. Все - и палачи, и тюремщики, и жертвы, и собравшие их архетипические символы власти постепенно смешиваются в одну гротескную пляску смерти, которая начинает жить по своим законам, с радостными или ужасными воплями терзать, пытать, насиловать друг-друга. И для нее неважно твое социальное место и статус - она легко замещает и меняет местами своих участников, когда она пробуждена, то сама начинает править свой бал. И вся система насилия продолжает работать, когда уже давно забылось, кто и для чего был ее инициатором, подчиняясь только своим внутренним законам.
В отечественном кинематографе подобное гениально удалось отобразить Герману в "Хрусталев, машину!" - черные сатанинские пляски с гротескными, взаимозаменяемыми фигурами, в которых главное не логика, а торжество зла и смерти.
К чему все это пишу - к повторению многократно уже высказываемой мысли, что те, кто решил устроить нынешний кровавый танец не понимают, что разбудили древнее хтоническое чудовище, которое в итоге сожрет и организаторов, и тех, кто предназначался в жертвы и продолжит жить по своим собственным законам до тех пор, пока не исчерпает пищу или кто-то - скорее всего внешний персонаж его не остановит.
И если кому-то кажется, что роли прекрасно расписаны и стабильны - вот архетипы Власти - Генерал, Епископ, Депутат, Пропагандист; рядом архетипы исполнителей в черной форме и приготовлены жертвы с табличками врагов народа и агентов - и вся сцена с ними окружена галеркой с обязанным радоваться и аплодировать Народом. Если кому-то кажется, что этот спектакль - их гениальная идея со стабильным составом ролей и участников, то он жестоко ошибается, потому что запускает неуправляемый механизм, который смешает и сожрет всех.
Впрочем ум и предусмотрительность среди балаганных организаторов и зазывал редко когда ценились. Те, кто прочитают этот текст ничего не смогут изменить, те же, кто еще имеет влияние давно уже ничего не читают - скорее с вожделением готовят костюмы для будущего представления.
Хмурое утро
Jan 6 at 00:54
|
</> |