С голым задом на холодном ветру
augean_stables — 05.01.2024© Сергей Ёлкин
Есть два подхода в тому, что случилось с Россией в последние 33 года. Одни говорят, что у России был шанс на модернизацию – подобно другим восточноевропейским транзитам; другие – что шанса не было, и распад 1991 года стал следствием национально-освободительных движений на окраинах, сопровождавшехся робкими попытками демократической мобилизации в больших городах, которые были быстро поставлены на место.
Я полностью согласен со второй точкой зрения: шанса у России не было, и без полного распада территориальных структур империи и полного развала власти и правящего класса (чего не было в 1991-м) шанса и не будет.
Анклавная модернизация России (взять хоть ту же Высшую школу экономики) происходила с ведома и на деньги государства или на государственных бюджетно-ресурсных платформах (собянинская Москва). Это была не органическая, а потемкинская модернизация.
Соответственно, при переходе режима в авторитарный, а затем и тоталитарный модус эти анклавы либо исчезли, либо моментально встроились в путинский фашизм – как та же Вышка.
В силу неполного распада империи и в 1917, и в 1991 годах Россия менялась внешне, но не сущностно, и основные институты (колонизация пространства государством, военно-полицейское управление территорией, раздаточная экономика, сословное общество, ресурсная форма организации хозяйственной и социальной жизни) сохранялись при царях, большевиках, либералах и чекистах.
В России-2023 гораздо больше исторической преемственности, чем нам кажется, это в основе своей та же Орда или Московия Ивана Грозного, модернизированная при помощи западных технологий в ммперию, которую унаследовали большевики, а затем и Путин.
В 1990-е и 2000-е у нас был не упущенный шанс модернизации, а спектакль для Запада и просвещенной прослойки общества (а большинство из нас искренне поверило, что это и есть «реальность» и охотно в ней участвовали), ширма, за которой происходило перераспределение власти и собственности.
Когда к середине нулевых это перераспределение завершилось, и империя регенерировала, ширма стала не нужна, ее сложили, и мы оказались с голым задом на холодном ветру русской истории.
Как говорится, «зашли не в ту дверь».
Сергей Медведев, профессор Карлова университета в Праге
Jan 4 at 20:05
***
|
</> |