рейтинг блогов

И о живописи

топ 100 блогов dandorfman26.11.2021
(1917-1923-й годы в рисунках советского художника Ивана Владимирова)


Свидетель истории. Художник Иван Владимиров

Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) до недавнего времени был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза («В. И. Ленин на митинге» (1923), «Взятие будёновцами Мелитополя» (1925), «Бегство буржуазии из Новороссийска» (1926), «Баррикады в Испании» (1936), «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Разливе в 1917 году» (1937) и др.)

Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде — пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.


И о живописи

Погром в Зимнем дворце. 1918.





Как же попали рисунки Владимирова в США? Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской «Нивы» и английского «The Graphic». При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.


И о живописи

Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.

В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA (Young Men’s Christian Association — «Юношеская христианская ассоциация») — Спэрджен Милтон Кини и Этан Теодор Колтон. Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.


И о живописи

Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.



Фрэнк Голдер — историк, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при Стэнфордском университете институт, изучающий Первую мировую войну и ее последствия. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).


И о живописи

Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России

Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это и послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.


И о живописи

Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.

После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.


И о живописи

Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.

Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10 — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом «Russia in Revolution», в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.


И о живописи

Буржуазия на трудовой повинности. 1920.

Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: «To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923.» (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)


И о живописи

Конвоирование арестованных

Напрашивается вопрос — а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?


И о живописи

В подвалах ЧК. 1919.

Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.


И о живописи

Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.

В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики — это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.


И о живописи

Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.


И о живописи

Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.


И о живописи

Поиски съедобного в помойной яме. 1919


И о живописи

В последний путь


И о живописи

Генерал — князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).
Петроград, июнь 1922 г.


И о живописи

Перед обыском и изъятием. 1920.


И о живописи

Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.


И о живописи

Изъятие церковных ценностей. 1922.


И о живописи

Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.


И о живописи

Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.


И о живописи

У рояля. 1920-е годы.


И о живописи

Урок коммунизма для крестьян. 1922.


И о живописи

В театре. Царская ложа. 1918.


И о живописи

На посту. 1918.


И о живописи

Некому защитить. 1921.


И о живописи

Гранд-отель "Европа". 1923.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Смотрю на предыдущие посты про проект р и оторопь берёт. Я типа просто принёс сюда новость, что дрочильня стартовала, всё остальное сами. Ну охуеть теперь. Как честная Няша подведу итог того, что уже стало известно. Апдейтнул псто. Задачи начинают засчитывать после подтверждения участи ...
...
...
Биби увидел красавицу в кружевных штанишках, а это оказались не штанишки... панталоны! Именно, они были началом рождения красивого женского белья, которое мы сейчас носим... Ну, а теперь об истории этих штанишек... Первые женские панталоны изобрела в 1578 году Екатерина Медичи. ...