И летели наземь яудеи
qebedo — 09.02.2024 Государство Селевкидов (ни один из них не называл себя ромейским средневековым словом «кесарас» и производным от него славянским словом «царь», потому не было никогда никакого Царства Селевкидов — только Басилея тон Селевкидон, Βασιλεία τῶν Σελευκιδῶν), пожалуй, самое романтичное из «эллинистических». Птолемеосы сразу засели в своем египетском углу и чудили там напропалую, совершая всё, на что может сподвигнуть людей алкоголь и извращенное воображение. Антигониды всё время толкались с кем-то в македонской песочнице. Пергамляне, вифиняне, понтияне, каппадокияне, коммагеняне и прочая шушера подзаборная изо всех сил пыжились изображать «больших пацанов, которые тожИ».И только рати Селевкидов постоянно бороздили бескрайние просторы Азии, как эскадры сухопутных линкоров — от эгейских берегов до Инда, и обратно…Главная идея, которую хотел донести (ПМСМ) до читателей англичанин Эдвин Роберт Бивен, автор книги House of Seleucus (Дом, то есть Династия Селевка), переобозванной друкарнею «Чентрополиграфио» в «Царство Селевкидов» (см. выше) — именно Селевкиды были главными «эллинизаторами» Востока. Просто потому, что, в отличие от всех вышеперечисленных, у них этого Востока в подчинении было по самые ухи — Сирия, Месопотамия, Мидия, Персия, Армения, Иран и всякие вассальные царьки типа тех же правителей Коммагены и Каппадокии. Справлялись с этою задачею басилевсы чисто географически — если во всяких иранах с месопотамами остались только руины и города, давно уже заселенные варварами, ненавидящими «гяуризм» в любой его форме, то вот в Сирии, Киликии и Палестине эллинизм случился более чем — там греческая культура и политические шаблоны существовали уже в составе Романской империи и Романии вплоть до арабитянского захвата, а во всяких похвальбах набежавших скотоводов — вообще до расцвета османов, которые тоже не брезговали титлом «султан Рума».
Особняком, конечно, стояли яудеи — как всегда. С одной стороны, им тоже хотелось красивых каменных городов, разноцветных труселей и фиятров всяких, но исключительно агрессивный характер их мифов и преданий всегда толкал самую буйную часть народа — религиозных фанатиков — на конфронтацию с «иностранным пиндосянством». А поскольку эти легенды и мифы взяла себя потом «на поиграть» другая труппа бродячих проповедников, которая в итоге покорила себе половину мира, получилось так, что подробности жизни и деятельности басилевсов из Дома Селевка до нас дошли почти только в этих самых легендах и мифах. То есть, взаимоотношение их с парфянами всякими, Птолемеосами, пергамлянами и прочими соседями полны отрывков и пустот в хреново сохранившихся сочинениях классиков греческой мысли, и только бережно переписываемый стопятьюстами поколениями песенник древнеяудейских бардов содержит полный хронометраж срачей Селевкидов с народом Язраиля.
Впрочем, автор не зацикливается на легендах древних яудеев, хотя и является горячим последователем секты бродячих проповедников. Большая часть произведения скрупулезно описывает события, известные нам из не самых нескудных источников, делая всего два лирических отступления. Первое, большое (на несколько глав) — социально-географические описания составных частей империи (Малая Азия, Сирия, Месопотамия, Иран, Индия), второе (небольшое, в заключении) — структура государства («народ», двор, басилевсы, басилиссы, армия). В общем, рыба безальтернативная — хотите знать что-то побольше, чем Википикиликия, по сабжу — придется читать.
|
</> |