И ладно.

топ 100 блогов sashha31.12.2023 И ладно. И ладно.

Хочу оставить эту книгу в 2023-ем – как разочарование года.

Больше, чем я прочитал – её и о ней – я читать не стану. Более прочих отзывов мне понравилось маленькое эссе на GoodReads – The Merits Of Giving Up: автор пишэт, что не избегает сложных книг и готов вложить усилие, одолеть произведенье. Но бывает так, что совершенно очевидно – с трудом пропущенные через себя несколько сотен оставшихся страниц не дадут ровно ничего. И «Моби Дик» - как раз тот случай.

Меня позабавили отповеди критически настроенным рецензентам. Стоит кому-нибудь – аргументированно, внятно, спокойно – написать, что роман этот – ебучая хуйня, как тут же к тексту этому цепляется какой-нибудь мудак: - А Шекспир! А Библийя! Там всё это есть! Но Вам этого не понять! А берётесь судить! –

Это поза, разумеется. Я не могу себе представить вменяемого, не экзальтированного, не странного человека, читающего сотни страниц этой поеботы с искренним удовольствием.

Гравюры Рокуэлла Кента сделали для «Моби Дика» то же, что для Il Gattopardo, ещё одного куска говна, присохшэго к литературной вершине – фильм Висконти.



Книжку Джузеппе Томмази ди Лампедузы не принимали в печать потому, что это – не книга, а некая рыхлая графоманская ерунда, книгой быть пытающаяся. Но там была одна страница – сколько помню, добавленная автором позже – «говорящая всю правду о Сицилии», и произошло смещение: «роман не печатают не потому что он убог, а из-за содержащейся в нём нелицеприятной оценки сицилийских реалий».

Висконти признавался, что финальная сцена – бала - продолжительностью в полчаса вышла такою затянутой оттого, что он просто не знал, чем закончить фильм.

Чем заполнены фильмы, основанные на «Моби Дике» - даже не представляю. Текст, который начинался как увлекательный роман, вскоре превращается в писанину умственно нездорового человека. Гротесково разбухшие описания всего, вплоть до любой втулки и верёвки, хоть как-то относящегося к китовому промыслу. Все линии, в начале выглядевшие обещающе, полностью похерены. Влияние Шекспира, наверное, нужно видеть в выспренных монологах на две-три страницы. Персонажи произносят их в любых обстоятельствах. Руки работают – рот говорит. Есть групповые сцены, поставленные по канонам театральщины самого идиотского толка.

Мой читающий приятель, Иван, время от времени спрашивал меня, как моё чтение «Моби Дика» продвигается. Утверждал, что прочитал книжку целиком. С удовольствием.

Недавно признался, что бросил читать на том месте, где оставил этот текст я, когда-то. Да и многие другие, наверное – когда магически увлекательное введение закончилось.

В этот раз я не сдался: это было неким вызовом самому себе, я посчитал такой читательский опыт нелишним.

Где-то после двух третей романа, когда стало ясно, что он не вернется к тому, каким был в начале, описания китовых черепов, втулок, канатиков продолжатся до финала, мне пришло в голову лестное для «Моби Дика» объяснение – это текст иного типа, он сродни медитации, освобождения слов от их значения, чудовищно длинная, многословная – а не краткая – мантра. Круг Мелвилла, Готорна, Торо увлекался всяким таким, трансцендентальная медитация была введена в американский обиход именно ими.

Происходящее – метафизика в почти пародийной форме морского романа, человеческий поиск определённости в неопределяемом. На планете соседствуют нации – китов и людей, Мелвилл громоздит весь человеческий lore – знания, догадки, описания, теории – о существах, которые должны бы существовать с людьми параллельно, не соприкасаясь. Но человечество своих соседей не может оставить в покое, оно их убивает, «добывает» - и не считает это зазорным.

Моби Дик отнимает ногу Ахава, отгоняя его от себя и своих. Он не испытывает к людям ничего – и неуёмная тяга капитана к новому контакту – маниакальное желание навязать его созданию, для которого лучше всего – быть в другом мире, с человеческим не смежном.

Такое толкование вполне годится – как и то, что «Моби Дик» - графомания больного биполярным расстройством и прочими болезнями человека, справедливо забракованная публикой и критиками во время напечатанья, а позже неким вывертом фортуны залезшая в пантеон, украшенная действительно великими иллюстрациями.

Последнюю главу я прочитал только что – а перерыв между нею и предыдущей был долгим, в месяц, читать это – акт самонасилия. Который я представил себе актом самодисциплины. Литературным послушанием, призванным уравновесить моё нынешнее увлечение тряпками и прочей ерундой.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня частные нефтеперерабатывающие комплексы в России — большая редкость. Большинство поставок нефтепродуктов контролируется фирмами, так или иначе имеющими отношение к государственным структурам. По этой причине стоимость топлива и других продуктов нефтеперерабатывающей промышленно ...
Немного РYССKNN R3blK из уже упомянутых "Love, Death & Robots". Эпизод 3: ...
В своем посте в инстаграме Самбурская жестко прошлась по женщинам, которые остаются с мужьями-драчунами, не решаясь уйти. Тема была поднята неспроста. Оказывается, домашнее насилие было и в ее семье. «Почему мужчины поднимают на женщину руку и стоит ли такое прощать? Почему не ...
Ровно 80 лет тому назад, 13 мая 1943-го года капитуляцией германо-итальянских войск на мысе Бон завершилась Североафриканская кампания Второй Мировой. В связи с этим я предлагаю взглянуть на то, как события этой кампании освещались в плакатах советских Окон ТАСС: Художники Кукрыниксы, ...
Фэнтези - это лёгкий жанр, развлекательное чтиво и кино или серьёзная литература и серьёзные фильмы? Вопрос в целом, а не про отдельные шедевры мировой литературы, которые время от времени появляются в любом явлении масс культуры (как "Шерлок Холмс" в бульварном жанре детективов, ...