"И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя"
afirsov — 05.04.2022За что расстреляли Смушкевича? редко можно так наглядно увидеть ответ - главком ВВС вглядывается в модель истребителя. Не, не "МиГа" и не "Яка". Думаю, редкий любитель авиации опознает, что это за самолет, хотя "профи" сразу скажут - ИС-4 - "истребитель складной", своеобразный "трасформер" из биплана в моноплан
Звезда Смушкевича взошла в Испании. Там наша авиация была представлена двумя истребителями - бипланом И-15 и монопланом И-16. В принципе тогда уже догадывались, что будущее за монопланами - И-15 не считался перспективным истребителем и уже завершался производством. Однако, однако в Испании И-15 показал себя неожиданно хорошо. Дело в том, что наши летчики использовали в основном тактику воздушного боя на виражах, как в Первую мировую. Хотя моноплан И-16 и имел большое крыло и, соответственно, неплохую маневренность, сравниться с бипланами он в этом плане не мог. Правда, он мог догнать любой самолет врага, но потом... Потом, правда, немцы применили в Испанию воздушный бой на вертикалях... Но наши выбрали "свой путь" - теорию скоростного и маневренного истребителей - один догоняет и связывает боем, второй ведет бой на виражах. В результате по итогам первых боев в Испании было решено продолжить выпуск И-15 уже как И-15бис. Поликарпов развил тему, сделав И-153 "Чайка" с убирающимся шасси:
(второй опытный на испытаниях в Баку в 1939 г.)
В мире производство бипланов уже завершали, но... опять конфликт - с японцами на Халхин-Голе, Смушкевич везет туда И-153
(И-153 взлетает в монгольской степи)
Нельзя сказать, что "Чайки" показали себя вундерфаффеном, но точно лучше И-15бис, да и японцы были сильным противником, но на истребителях из уходящей эпохи...
Тем не менее по итогам Халхин-Гола теория двух истребителей получила новый импульс - И-153 пошел в крупную серию. Тут надо сказать, что благодаря "Чайке" взошла звезда конструктора истребителей Микояна - как представитель КБ Поликарпова он был направлен на авиазавод №1 для помощи в организации серии. Микоян, как бывший военпред, хорошо знал как требования ВВС, так и проблемы производства. Благодаря его участию И-153 "Чайка" стал самым массовым серийным нашим истребителем в последний предвоенный год! Но, биплан... Правда, по планам уже в 1941 г. И-153 должны были сдать в штурмовые полки и заменить на истребители нового поколения. Ага, вот только планы перевооружения "почему-то" сорвались... Вот так и получилось, что самыми новыми нашими истребителями в начале Великой Отечественной оказались бипланы - как в Первой мировой войне, если добавить к этому "оружейную драму", из-за которой все они были вооружены только пулеметами винтовочного калибра ШКАС, то причины "погрома" лета 1941 г. как-то не удивляют...
Но руководство ВВС РККА на И-153 не планировало останавливаться! Поликарпов уже готовил "новый" истребитель-биплан - И-190:
"У нас большие планы!"
В вот на фоне всего этого "благолепия" к Смушкевичу приходит его знакомый летчик-испытатель Шевченко с гениальной идеей сделать истребитель-биплан с убираемым нижним крылом - взлетает как биплан, потом превращается в моноплан - догоняет врага, а потом как биплан ведет маневренный бой! Идея правда, была известного в узких кругах авиаконструктора Никитина, но тот рассудил, что одному пробить ее будет трудно, вот и привлек к идее "свадебного генерала" - один проектирует, другой - бегает по кабинетам, утрясая вопросы своим авторитетам (кстати, схема очень неглупая!) В результате появился опытный истребитель ИС-1, хорошо знакомый любителям авиации:
Был бипланом...
Сложился, стал монопланом.
Правда, все же летные данные были "не айс", потом как все это будет работать при полевой эксплуатации, при боевых повреждениях, да и "по-мелочи" есть вопросы к аэродинамике...
В результате доработок появился "дублер" с еще более мощным мотором:
Только М-88 довести до войны особо не получалось... И тогда Шевченко, в развитии схемы, так сказать, предложил перейти на двигатель водяного охлаждения - стильно, модно, мощно... Вот так и появился проект истребителя ИС-4, который Смушкевич так "вожделеет" на картине. А потом Смушкевичу вспомнят все: и сорванное развертывания ВВС перед войной, и бипланы, и высокую аварийность, и тандем с Бабуриным в попытке скинуть Шпитального - "оружейную драму" ... Не знаю, придумал ли Селеван Юнонов в своей повести "17 мгновений весны" фразу в устах Сталина: "ЧК беспощадно не только к врагам, но и к тем, кто дает врагам шанс на победу!" или ему кто-то "подсказал", реально слышав ее от источника, но тут она подозрительно подходит.
Да, собственно "хотел рассказать о сверчке"(с)...
Обратите внимание на красно-серебристую окраску модели истребителя на столе Смушкевича.
Дело в том, что опытный ИС-1 довольно популярен среди моделистов, но вот единого мнения по его окраске нет:
Видно, что она сильно нестандартна, но все фото - черно-белые и собственно в какие цвета Шевченко красил самолет, каждый толкует по-своему:
А вот такую окраску предлагает "А-модель" для единственной еще доступной модели самолета:
Но дело в том, что в проектах Шевченко, там где присутствуют цветные рисунки, окраска опытных самолетов предлагается в основном в красный цвет:
А? "идеальный истребитель Смушкевича" - ИС-4 (уже с носовой убираемой стойкой!) - окраска как на модели перед.
Понятно, что это была гипотеза - хотя и наиболее вероятная. Но тут в музее Жуковского открылась небольшая художественная экспозиция картин ... летчика, героя Советского Союза Юмашева Андрея Борисовича - 18 марта исполнилось 120-летие со дня рождения. Оказывается Юмашев очень неплохо рисовал - особенно ... самолеты :-) Не хуже, чем, например, Арцеулов или Леонов.
И вот среди его картин оказался наш старый знакомый:
Думаю, вопросы о его окраске отпадают :-)
И все же прототип интересный - это не отнять.